Требования к проведению психологической диагностики.

Трудно переценить роль психологической диагностики в работе практического психолога. Именно психодиагностика определяет успешность протекания других видов деятельности — коррекции, профилактики и прогноза.

Условия проведения психологической диагностики должны соответствовать следующим основным требованиям: стандартизация внешних условий и процедуры обследования, создание оптимального психологического климата и мотивационной установки обследуемых. Стандартизация внешних условий заключается в нейтрализации тех факторов, которые могут оказать негативное влияние на эффективность протекания психических процессов респондента.

Для проведения диагностических мероприятий необходима отдельная, проветренная, изолированная от шума комната с нормальным освещением и оптимальным температурным режимом. Во время обследования в помещении не должны находиться посторонние лица. Переговоры и перемещения по комнате, вход и выход из нее без крайней необходимости нежелательны. В помещении не должно быть никаких предметов, которые могут отвлечь внимание обследуемых.

Рабочее место обследуемого должно быть удобным. Если осуществить перечисленные требования не представляется возможным, то необходимо непосредственно перед проведением диагностики дать обследуемому несколько минут на адаптацию к внешним условиям.

Основным требованием стандартизации процедуры психодиагностического обследования является предъявление обследуемому инструкции к проводимой методике. Инструкция может предъявляться специалистом в устной форме или для самостоятельного чтения обследуемого в письменной форме, с монитора компьютера. Инструкция должна быть эмоционально нейтральной и легко понимаемой, а также включать описание всех действий, которые респонденту необходимо совершить для прохождения психодиагностических мероприятий.

Большое влияние на процесс и результат обследования оказывает субъективное отношение к нему респондента. Для достижения оптимальной эффективности психодиагностического обследования необходимо наличие положительного психологического климата и адекватной мотивации респондента, поэтому специалист должен способствовать формированию и поддержанию положительной установки тестируемого на выполнение заданий методики.

Любое обследование должно начинаться с короткой доброжелательной беседы, во время которой специалист разъясняет цели, задачи и значимость результатов обследования. В процессе беседы следует акцентировать внимание на полной конфиденциальности полученных результатов, использовании их исключительно в интересах респондента и значимости искренних ответов на вопросы тестов.

Отношение респондента к обследованию во многом зависит от поведения и личностных качеств специалиста. Созданию и поддержанию положительной мотивации обследуемого способствуют уверенное поведение специалиста, доброжелательное отношение, умение создать деловую обстановку и опрятный внешний вид. Однако при этом влияние личности специалиста на процесс и результат психодиагностики должно быть минимизировано.

Этические принципы и стандарты при проведении психодиагностических обследований.

Проведение любого психологического обследования должно быть построено в соответствии с этическими нормами, стандартами и правилами, распространяющимися на все аспекты практической психологии.

В число основных этических принципов и правил, имеющих отношение к психологической диагностике, входят:

1. Принцип ненанесения ущерба. Ни процесс психологической диагностики, ни ее результат не должны приносить вреда ни здоровью, ни состоянию, ни социальному положению респондента.

2. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный в процессе работы с респондентом, не подлежит разглашению, как сознательному, так и случайному, за исключением тех случаев, когда данное условие заранее согласовано с респондентом, в том числе:

a) правило кодирования сведений психологического характера. На всех материалах психологической тематики указываются не фамилия, имя, отчество респондентов, а присвоенный им код, известный только специалисту;

б) правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологической тематики о респонденте не подлежат открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, согласованных с респондентом или рекомендованных психологом;

в) правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Специалист должен предварительно согласовать с респондентом список лиц, имеющих доступ к результатам психодиагностических обследований, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения;

г) все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов и врачей, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, специалисты должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо респондента.

3. Принцип беспристрастности. Предвзятое отношение к респонденту является недопустимым, независимо от того, какое впечатление он производит своим внешним видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип компетентности. При составлении заключения по результатам психодиагностических обследований специалист имеет право использовать только те понятия, суждения и умозаключения, которые соответствуют уровню его психологического образования. При составлении заключения необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизни респондента, о его личностных свойствах, об условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении, что является необходимым условием составления обоснованного психологического заключение и необходимых рекомендаций.

5. Принцип взаимоуважения специалиста и респондента. Организация психодиагностического обследования должна быть основана на уважении личного достоинства, прав и свобод человека:

a) проведение обследования допускается только после получения согласия респондента;

б) психологические обследования должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его моральным и религиозным убеждениям, интимным ситуациям, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т.е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную психологическую травму;

в) специалист должен быть чрезвычайно осторожным, сдержанным и критичным по отношению к отрицательным результатам обследования и заключениям, учитывая возможность их восприятия как унижающие личное достоинство и дискриминирующие.

 

Н.П. Соловьев,

заведующий психологической лабораторией

ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/