Травля в детском коллективе: анализ проблемы и пути решения

Проблема психологии отверженных детей становится все более актуальной в современном динамично развивающемся обществе. Институт образования и воспитания  ставит во главу гармоничное и полноценное развитие детей. Однако, даже в самых положительно устроенных детских коллективах с позитивной атмосферой и благоприятным психологическим климатом, встречаются дети, которые ощущают себя лишними, не нужными, отчужденными от коллектива. Не трудно представить себе весь спектр возможных психологических проблем которые могут стать последствием переживания ребенком состояния отчуждения.

Реальность такова, что в любом детском коллективе существуют ролевые групповые расстановки. Они, как правило, соотносятся с личными качествами, темпераментом, и характером каждого отдельного ребенка. Есть дети более инициативные, подвижные, активные, общительные, и конечно есть те, кого называют «тихоней», т.е. кто держится одиночно и обособленно. Всегда есть те, кто претендует на роль лидера, любимчика,  и есть такие дети, которых устраивает  роль на «заднем плане». Многие дети страдают от такого положения дел, но при этом совершенно не знают, как можно изменить ситуацию своего ролевого участия в коллективе.

Некоторые дети, чтоб оказаться в центре внимания, интуитивно стремятся занять лидерскую позицию, но, не умея соответствовать роли лидера, могут выбрать неприемлемые способы влияния или неадекватные формы поведения (заискивание, агрессия и т.д.),что приводит к обратной реакции со стороны коллектива. Насмешки, пренебрежение, игнорирование могут стать формами  реакций со стороны детей к такому ребенку.

Некоторые дети, обладающиеотличительными способностями (лишний вес, дефект речи, постоянно неопрятный внешний вид и т.д) могут стать объектом насмешек и травли со стороны рефератной группы.

Проблема отверженности в большей степени начинает  проявляться в школьной среде, но иногда такие проявления могут отмечаться в старших группах  дошкольных учреждений. Среди симптомов, свидетельствующих о том, что ребенку дискомфортно  в детском коллективе и его отвергают, можно выделить следующие:

¾   нежелание идти в школу или детский сад;

¾   возвращение  домой в подавленном настроении;

¾   нежелание рассказать о событиях минувшего дня;

¾   ребенок не рассказывает об одноклассниках ;

¾   не имеет контактов на случай связи  для выяснения деталей домашнего задания;

¾   под разными предлогами стремится избежать участия во внеклассных мероприятиях.

Рассматривая проблему отверженности с психологической точки зрения, следует выделить роли тех кто участвует в ситуации травли. Как правило,  это роль самой жертвы, зачинщика, преследователей.

Зачинщики – это те, кто инициирует травлю; дети, претендующие на роль лидера,  желающие любой ценой быть в центре общего внимания. Они чаще всего выражают свою неприязнь к жертве. Неправильное, с их точки зрения, действие отвергаемого вызывает у них желание дразнить, высмеивать, оценивать внешность или личные вещи. Они могут активно демонстрировать избегание, отказываться от совместных игр в младшем возрасте или применять другие, более радикальные, способы проявить свою неприязнь в подростковом возрасте.

После формирования школьного коллектива, в первые  2-3 месяца становится видно, кто стал изгоем в классе, а кто является зачинщиком его травли. Как правило, преследователей отличает намерение создать коалицию из одноклассников, подчинить их идее преследования, чтобы утвердить свою значимость и стать центром внимания.

Преследователи – это те дети, которые становятся исполнителями воли зачинщика. Подчиняясь стадному чувству, а иногда из-за боязни тоже стать изгоем, начинают оскорблять жертву, присваивать ей обидные прозвища, высмеивать, унижать достоинство ( выбрасывать личные вещи в мусорное ведро или санузел, портить учебные пособия и т.д). Некоторые дети неосознанно становятся участниками этой группы. «Все пошли и я пошёл…», «Было весело, а что тут такого…». Ребенок не думает, что другому ребенку плохо и он страдает в этот момент.

Жертва. Чаще всего в жертве действительно есть что то такое, что явно или косвенно отталкивает окружающих, тем самым провоцируя неприязнь и нападки с их стороны. В психологической практике чаще всего жертвами травли становятся дети, которые отличаются внешностью или поведением от остальных. Можно выделить следующие признаки:

¾   нестандартная внешность (хромота, заикание, косоглазие и т.д.);

¾   тихий, слабый, не  самостоятельный, не умеющий за себя постоять;

¾   неопрятно одетый;

¾   часто болеющий и пропускающий занятия;

¾   отстающий в учебе;

¾   чрезмерно опекаемый родителями и учителями;

¾   явно выраженное социальное неравенство (ребенок имеет то, что нет у других в силу материального обеспечения семьи).

Психологическая характеристика жертвы. Как правило,  таким детям присущи: низкая самооценка или  сознание собственной исключительности (в семье ребенок считается «особенным», «гением», «лучше всех»). Жертвой могут стать дети-«выскочки», отличники, которые хорошо учатся и не дают списывать другим контрольные работы, домашние задания; дети, не склонные к нарушению дисциплины ( сбежать с уроков, не участвовать во внеклассных мероприятиях).

Если стало очевидным, что  ребенок стал объектом травли, то необходимо научить ребенка правильным способам реагирования и поведения в ситуациях, когда его дразнят и обзывают. Дети-жертвы часто даже не пытаются защитить себя. Они используют любую возможность не ходить в школу, оставаться дома. Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что- то, поделившийся чем-то, сразу возводится в ранг «лучшего друга». Это довольно тяжело бремя, так как отверженные дети могут быть очень навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности, сочувствующий может начать избегать  такого ребенка и даже  перейти в стан преследователей.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: « Надо следить не только за тем, чтоб их не обижали, но чтоб они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

Чтобы ребенок справился с возникшей проблемой и стал достойным членом школьного коллектива, необходима помощь взрослых, в первую очередь, родителей. Поэтому родители должны:

¾   видеть и чувствовать эмоциональное состояние ребенка;

¾   чаще говорить с ребенком о том, что происходит в школе, не давая оценку учителю и одноклассникам;

¾   интересоваться молодежными субкультурами, которые привлекают ребенка;

¾   поддерживать связь с учителем и родительским комитетом класса;

¾   участвовать совместно с ребенком в мероприятиях, организуемых  классом, школой;

¾   важно научить ребенка не поддаваться на манипуляции и давление совершить какой-то поступок, например, когда «берут на слабо», тем самым провоцируя совершить какое-то запретное или причиняющее вред действие. Необходимо объяснить ребенку, что он имеет право личного выбора, и никто не имеет права заставлять его делать что либо против его воли.

Подводя итоги, можно заключить, что жестокость и равнодушие окружающих в большинстве случаев порождают в детской душе обиду и желание отомстить. Только своевременная защита и поддержка со стороны окружающих уберегут личность ребенка от негативных последствий травли.

 

Педагог-психолог ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

Михалюк Т.Г.

 

Литература

  1. Костяк Т.В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе. М., 2008. – 114 с.
  2. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. М., 2005. – 111 с.
  3. Сабина Досани «52 способа помочь ребенку выжить в школе». М., 2009. – 224 с.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/