Технология разработки методических материалов

Обмен опытом в учреждениях системы социальной защиты населения требует использования разнообразных ресурсов и механизмов, вовлечения в данный процесс большего количества участников, выстраивания между ними взаимодействий для оказания взаимопомощи с целью получения запланированных результатов и обеспечения максимальной эффективности профессиональной деятельности.

При тиражировании опыта работы целесообразно использовать системный подход, позволяющий разрабатывать качественный рабочий материал, раскрывающий деятельность с различных позиции функционирования учреждений (материальная база, кадровый состав, квалификация персонала, использование методик и технологий, инновационный опыт работы и т.д.).

Большинство учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляют свою деятельность в соответствие с лицензией на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых. Условия, в которых функционируют, на сегодняшний день, учреждения социального обслуживания, позволяют говорить о том, что они выполняют функции образовательных структур в системе дополнительного образования, что диктует необходимость обеспечения трудового процесса различными методическими материалами [2].

В свете актуальных требований нормативно-правовых документов сфере образования в Российской Федерации все педагоги должны обладать компетенцией по разработке методической продукции, а также её адаптации к реальным условиям функционирования образовательного процесса в учреждении [1].

Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний, составляющая информационно-методический фонд учреждения. В зависимости от вида методическая продукция решает различные задачи [12, С. 5]:

-       информационно-пропагандистская (информация, подлежащая тиражированию; обобщение и анализ передового опыта; описание педагогических технологий; описание актуальных направлений педагогической деятельности).

-       организационно-методическая (разъясняются приемы и методы, описание алгоритмов работы; методика и формы организации мероприятий);

-       прикладаная (вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции).

Методическая продукция может быть как индивидуальной, так и коллективной работой, направленной на повышение качества образовательного процесса. В зависимости от целей, задач, качества и значимости, методическая продукция может быть представлена в различных видах. В учреждениях социального обслуживания чаще всего в разработке находятся следующие виды методической продукции: методическая разработка, методическое пособие, методические рекомендации и др. [12, С. 6 – 8].

Методическая разработка – вид методической продукции, содержащий конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание алгоритмов его проведения, с методическими советами по его организации. Методическая разработка может быть представлена в виде сценариев, планов, описания творческих заданий, схем, таблиц, рисунков, сборников практических заданий и упражнений, комплектов диагностических материалов, инструкций по их использованию и т.д.

Методическое пособие – вид методической продукции, обобщающий значительный накопленный опыт работы и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег. Задача методического пособия – оказание практической помощи специалистам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта работы учреждения. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности.

Материал, изложенный в любом виде методической продукции, должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. По данной причине, прежде чем приступить к написанию методической продукции, необходимо тщательно подойти к выбору темы (изучить литературу, нормативно-правовую базу, публикации по теме и др.), которая в свою очередь должна быть актуальной.

Затем необходимо определить цель методического продукта, его задачи и актуальность; составить план; опираясь на план написать текст теоретической части; разработать примеры, которые будут поддерживать изложение; снабдить работу дидактическим материалом; оформить список использованной и рекомендованной литературы.

Существует определённая логическая схема написания текстового документа, которая закреплена нормами государственного стандарта ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [9]. Структура методической продукции в общем виде включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист; оборотная сторона титульного листа; оглавление; введение (пояснительная записка); основная часть; заключение; список литературы; приложения (при необходимости); рецензия (внутренняя, внешняя) [11, С. 8].

Титульный лист является первой страницей и включают в себя следующие элементы: в верхней части полное наименование ведомства, наименование учреждения (в порядке нисходящей подчиненности); в средней части вид материала (методическая разработка, рекомендации, описание опыта, программа и др.) и тематика; в нижней части – место и год выпуска.

Обратная сторона титульного листа содержит: индексы печатной продукции; выходные данные; аннотацию; сведения об авторе (ах) и рецензенте.

Индексы печатной продукции позволяют идентифицировать материал, как принадлежащий к определенной группе изданий, объединенных общей тематикой. В РФ используются два вида индексов – УДК (Универсальная десятичная классификация) и ББК (Библиотечно-библиографическая классификация), располагающиеся в верхнем левом углу оборотной стороны титульного листа.

Следом за индексами печатной продукции размещаются выходные сведении об издании, включающие три их основных элемента (место выпуска издания; наименование издательства; год выпуска издания), а также аннотация, состоящая из трех-пяти предложений которые содержат информацию о сути рассматриваемых вопросов, предназначении, возможных сферах приложения, источнике практического опыта, положенного в основу.

Сведения об авторе и рецензенте включают в себя: ФИО, должность, место работы, квалификационная категория или ученая степень (при наличии), контактная информация (тел., e-mail).

Оглавление указатель заголовков, раскрывающий в первую очередь строение материала, позволяющий упростить и убыстрить поиск составных частей издания (глав, параграфов, других подразделов, примечаний и т. д.), дать общее представление о содержании и структуре, а также вызывать интерес к изданию у читателя.

Введение (пояснительная записка) раскрывает актуальность, обоснование выбора тематики издания. В данном разделе авторами дается краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, характеризуется практическая значимость, адресат, цель и задачи, дается краткое содержание основных разделов.

Основная часть отражает понятийный аппарат, раскрывает тему с существенной детализацией позиций, связанных с конкретизацией разделов, параграфов и вопросов содержания разработки. Основная часть не имеет регламентированной структуры, может излагаться в произвольной форме, однако должна рассматриваться под углом зрения дальнейшего использования опыта и его тиражирования.

Содержание методического материала должно отвечать следующим требованиям: логичность и последовательность изложения; обоснованность введения каждого раздела; соответствие поставленных задач и сделанных выводов; грамотность, лаконичность, доступность изложения; наглядность. Объем основного содержания составляет не менее половины всей рукописи

Заключение – комплекс основных выводов и итогов по теме разработки, представляющих собой не просто перечень механически суммированных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того, что внесено автором в решение проблемы.

Список рекомендуемых информационных источников составляется в алфавитном порядке, в соответствии с требованиями ГОСТов [3,5,6,7,8]. Помещается в конце методической разработки, при упоминании в тексте того или иного источника используются затекстовые ссылки.

Приложения представляют собой вспомогательные или дополнительные материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедших в основной текст (дидактический материал). Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте, объем приложений не лимитируется.

Рецензия – квалифицированная оценка работы на предмет достоверности полученных результатов, правильность оформления, соответствие основным требованиям. Следует отметить, что любое издание, должен пройти проверку и утверждение в определённом порядке: внутренняя, внешняя экспертиза, обсуждение в рамках заседания педагогического коллегиального органа управления.

Внутренняя экспертиза – анализ качества документа, его соответствия уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию. По итогам обсуждения составляется рецензия внутренней экспертизы.

Внешняя экспертиза проводится специалистом сторонней организаций, экспертом в исследуемой области. По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания документа современным требованиям. Данные рецензента указываются на оборотной стороне титульного листа.

Обсуждение на заседании педагогического коллегиального органа управления полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения.

Заключительным этапом работы над текстом методической продукции является его оформление. Для оформления текстовых документов следует придерживаться государственного стандарта ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам» [4].

Технические требования к оформлению являются стандартными и предъявляются к ряду большинства документов, которые оформляются специалистами в профессиональной деятельности, и включают в себя следующие характеристики [10]:

-              размер бумаги формата А 4;

-       шрифт Times New Roman;

-       размер шрифта – кегль 14, в таблицах кегль 12;

-       междустрочный интервал – полуторный;

-       поля: верхнее, нижнее, правое – 2 см, левое – 3 см;

-       красная строка – 1,25 см;

-              текст выравнивается по ширине;

-              исключить переносы в словах;

-              номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию;

-       разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания;

При оформлении текста методической продукции необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

При организации деятельности по разработке методических материалов необходимо помнить следующее:

  1. Актуальность темы (изучение теоретической стороны вопроса, нормативно-правовой базы, примеров аналогичных методических изданий).
  2. Составление плана работы (соответствие тематике, определение структуры, содержание главных вопросов).
  3. Стиль написания (материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный).
  4. Оформление работы (согласно по требуемым техническим правилам).
  5. Редакция (коррекция текста, оформление рецензий).

Следует отметить, что важнейшей задачей деятельности коллектива любого учреждения является обеспечение его педагогической эффективности, выражающейся в повышении качества услуг, что обуславливает необходимость грамотного оформления методической продукции, позволяющей тиражировать опыт работы, как отдельного специалиста, так и учреждения в целом.

 

Шарапова Н.Б., заведующая организационно-методическим отделением

ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 04.10.2018).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки  России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения: 04.10.2018).
  3. ГОСТ 7.82-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 04.09.2001 № 369-ст.
  4. ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам. – Введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 № 426. ред. от 22.06.2006 г.
  5. ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 332-ст.
  6. ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введен Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 № 332-ст.
  7. ГОСТ Р 7.0.4-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. – Утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 04.04.2006 № 61-ст.
  8. ГОСТ Р 7.0.12-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила. – Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 813-ст.
  9. ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Введ. в действие Приказом Росстандарта от 24.10.2017 № 1494-ст.

10. ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – Введен Постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 № 367-ст. ред. от 07.09.2005 г.

11. Разработка и оформление методической продукции: Методические рекомендации / сост. Т.Н. Ковалева, Н.В. Конькова. – 2-е изд. доп. и испр. — Курск: ОБПОУ «КАТК», 2017. – 28 с.

12. Составление методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления: Методические рекомендации / Е.В. Однолеткова, С.П. Гонта, И.Ю. Неверова. – Екатеринбург: ГА ПОУ Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 2015г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/