ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Технология публичного выступления

Динамика и содержание тенденций и процессов, сотрясающих современное общество, порождают потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах, готовых и способных успешно решать поставленные задачи, справляться с вызовами времени.

Одним из ключевых профессиональных качеств специалиста социальной защиты населения является коммуникативная компетенция, которая подразумевает знание теории и технологии речевого взаимодействия, умение ориентироваться в разных коммутикативных ситуациях. Данное требование обусловлено спецификой социальной работы, которую можно охарактеризовать как интегративную, затрагивающую все виды и формы общественных отношений, все стороны общественной жизни. Задача выявления и решения возникающих проблем требует установления и поддержания многосторонних связей:

во-первых, с представителями других государственных учреждений, общественных организаций и объединений;

во-вторых, со специалистами «своей» организации;

в-третьих, с гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи и поддержке.

Такое взаимодействие осуществляется посредством различных видов коммуникации, в формате как личностного, так и делового общения.

Одной из форм деловой коммуникации, активно используемой в рамках деятельности учреждений социальной защиты населения, является публичное выступление.

Публичное выступление – это официальное выступление оратора перед широкой аудиторией с определенной целью.

Эффективность данной формы общения можно оценивать по следующим критериям:

-       соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам;

-       степень и характер активности слушателей во время выступления;

-       степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей [5;6].

Эффективное публичное выступление – результат скурпулёзной, качественной подготовки, которая включает в себя работу, как над материалом выступления, так и над стилем его презентации перед аудиторией.

Как подготовить публичное выступление?

Отправной точкой в процессе подготовки публичной речи является выбор темы, от которой будет зависеть, в свою очередь, выбор из всего обилия имеющейся информации нужного, соответствующего материала для будущего выступления.

Выбирая тему, необходимо руководствоваться соображениями, что:

Во-первых, вы ориентируетесь в проблеме лучше, чем аудитория (очень важно иметь при себе широкий арсенал знаний по выбранной вами теме: материала должно быть гораздо больше, чем необходимо для выступления);

Во-вторых, то, о чём вы будете говорить, будет интересным для слушателей (необходимо предварительно ознакомиться с предполагаемой аудиторией, узнать круг интересующих вопросов, уровень образования, её осведомленность в проблеме, которую вы будете освещать);

В-третьих, это актуально для данной аудитории.

Название выступления должно в краткой форме выражать его основную идею и вызывать интерес у тех, для кого оно предназначено.

После того, как было собран достаточный объем материала, рекомендуется составить план будущей речи. Его задача – сделать речь стройной, логически связанной и последовательной.

Логичность и последовательность являются важными требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию выступления. Она достигается, если соблюдена правильная композиция текста выступления. Традиционно применяется трехкомпонентная структура, включающая вступление или введение (20 % отведенного времени), главную часть, которая представляет собой изложение основного материала (40% времени) и заключение или выводы (20 % времени).

Для лучшего восприятия речи аудиторией, распознавания его частей необходимо использовать специальные вербальные сигналы, особые выражения, означающие переход от одного блока к другому, или применять голосовую технику (паузы, тембр).

Вместе с тем, каждая из композиционных частей имеет свои правила построения, соблюдение которых может предостеречь от многих ошибок, совершаемых неопытными ораторами.

Вступительная часть требует особого внимания, так как, от того, как начата речь во многом зависит успех всего выступления в целом: хорошее начало – уже половина успеха. Введение имеет своей целью завладеть вниманием слушателей, наладить с ними контакт. Поэтому оно должно быть интересным, близким к аудитории. Это может быть оригинальная цитата известного автора, сообщение о событии, месте, юмористическое отступление, рассказ из личной жизни, исторический эпизод, риторический вопрос.

Начать выступление можно также одним из следующих вариантов:

-       сообщение темы и главных вопросов. Обоснование актуальности рассматриваемой проблемы;

-       предложение к совместному обсуждению, поиску ответов на заданные вопросы;

-       изложение основной идеи выступление, краткая характеристика проблемы;

-       демонстрация, выражение своего положительного отношения к слушателям.

Необходимо помнить ряд правил вступительной части:

-       вступление готовится заранее;

-       первые слова нужно записывать, а иногда, чтобы справиться с волнением и войти в колею, дословно прочитывать;

-       тщательно выбирай обращения к аудитории («Товарищи», «Коллеги», «Друзья», «Граждане») – это хороший способ привлечения внимания;

-       вступление должно быть лаконичным. Основное время должно отводиться на освещение главной части [5;9].

Основной блок выступления – самый важный. Он представляет собой доказательство некоторой мысли оратора. Умение аргументировать определяет успешность и эффективность речи оратора.

Главная часть включает в себя тезис, то есть главную идею, утверждение выступающего, аргументацию – доказательства, приводимые в поддержку тезиса и вывод, то есть тот же тезис, но выраженный в иной словесной форме.

Следует иметь в виду, что лучше всего рассматривать три вопроса, три темы (микротемы), приводить три аргумента. Такое количество является оптимальным, так как большее воспринимается слушателями как «много», что уже не так эффективно.

Завершающая часть выступления не менее важна, поскольку, как гласит закон края Г. Эббингауза[1], последнее запоминается лучше и надолго фиксируется памятью.

Планируя заключение, обязательно учитывать, что:

-       любое выступление, в том числе критическое, должно заканчиваться на позитивной ноте;

-       не рекомендуется заканчивать выступление шуткой, которая не относится к его теме;

-       не стоит извиняться;

-       нельзя заканчивать речь без выступления;

-       не рекомендуется заканчивать речь фразой: «Вот и все, что я хотел сказать».

Выступление можно закончить подытоживающим повторением, крылатым выражением, цитатой, народной мудростью, благодарностью за внимание и комплиментами публике.

Успешная публичная речь – это речь понятная, доступная для восприятия, запоминающаяся, интересная. Данный эффект достигается, если  она обладает следующими коммуникативными качествами: правильность, выразительность, уместность, ясность, лексическое богатство, чистота, точность, уместность.

Составление итогового варианта текста выступления в соответствии со всеми правилами и требованиями ораторского искусства позволяет перейти к следующему этапу подготовки – репетиции самого выступления, «отработки» его коммуникативной стороны.

С. М. Халин, с целью повышения эффективности публичных выступлений, предлагает пользоваться в совокупности следующими методами подготовки:

-       предварительное проговаривание всего выступления или его отдельных мест;

-       внешнее рецензирование выступления или его текста;

-       прослушивание выступления коллегами с последующим его обсуждением [5; 6].

В процессе подготовки к выступлению необходимо уделить должное внимание форме, манере изложения, так как большое значение имеет не только то, что вы говорите, но и то, как вы говорите.

Во-первых, нельзя  допустить, чтобы выступление оказалось нудным чтением текста с бумажного листа. Эффективность публичной речи достигается, если во время всего выступления поддерживается постоянный зрительный контакт со слушателями и оратор говорит, а не читает, обеспечивая, тем самым, уверенность аудитории в своих знаниях и её доверие к себе.

Во-вторых, говорить обязательно громко, уверенно, энергично.

В-третьих, нужно избегать монотонности изложения, менять тембр голоса, создавать интонацию там, где это необходимо;

В-четвертых, следует придерживаться среднего темпа речи;

В-пятых, необходимо избегать больших пауз;

И, наконец, всякий оратор, стремящийся к успеху, совершенствует свою дикцию.

Жестикуляция – ещё одно «оружие» оратора, над которым следует поработать, учитывая следующие правила:

-       жестикуляция должна быть естественной, следующей естественным импульсам человека;

-       жестикулируйте для акцентирования внимания;

-       жестикулируйте для того, чтобы «завести аудиторию;

-       жесты должны быть открытыми, демонстрирующими стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить. Открытые жесты – это жесты рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты [3].

Использование жестикуляции придаст большую яркость и живость выступлению.

Для лучшего восприятия и запоминания выступления аудиторией необходимо «подкрепить» его наглядным иллюстративным материалом. Сегодня публичное выступление нельзя представить без показа слайдов, однако, чтобы такая презентация  достигла своего эффекта, необходимо серьезно подойти к вопросу её подготовки. Первое и самое главное правило составления слайдов: не стоит злоупотреблять текстом. Презентация является дополнением содержания устной речи, а не дублирует его.

В первые минуты своего выступления важно наладить контакт с аудиторией, настроить её на позитивное времяпровождение. Поэтому к выступлению нужно подходить с позитивным настроем, уверенностью в своих способностях и начинать его, элементарно, с улыбки.

Кроме того, оратор во время своей публичной речи должен:

-       вырабатывать привычку смотреть на слушателей, переводя взгляд от одной группы к другой;

-       всегда уважительно относиться к публике;

-       не делать грубых, обидных замечаний в отношении слушателей;

-       вовремя давать передышку. Соблюдать регламент;

-       оставлять время для вопросов.

Итоговая часть публичного выступления – это его анализ. Оценка прошедшего выступления, объективный взгляд на его качество, самокритика, может предостеречь от ошибок в будущем и обеспечить успех последующих выступлений.

Итак, для специалиста системы социальной защиты населения умение публично выступать – один из важных индикаторов его профессионализма, высокой компетентности. Качественное проведение выступления ведет к успешному выполнению договорной деятельности, вовлечению новых сотрудников в процесс решения социальных, психолого-педагогических проблем и реализации поставленных целей и задач. От того, как сотрудник владеет технологией публичной речи, может зависеть не только его карьерный рост, но и имидж, той организации, которую он представляет.

 

 

 

Ганиева К.А., методист отделения методического сопровождения подготовки приемных родителей и сопровождения замещающей семьи ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

 

Список литературы:

1. Антонова, Ю. А. Публичное выступление: пан или пропал / Ю. А. Антонова // Филологический класс. 2010. – № 24. – С. 48 – 50.

2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. – М.:ИНФРА – М, 2006. – 224 с.

3. Латыпов, Э.Р. Мастерство публичного выступления / Э. Р. Латыпов // Инновационная наука. 2016. – № 4. – С. 136 – 138.

4. Лешутина, И.А. Риторика. Искусство публичного выступления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/95127. (Дата обращения: 06.05.2019).

5. Халин, С.М. Методика публичного выступления: учебное пособие / С.М. Халин. – 2-е изд., перераб. – Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. – 70 с.



[1] Немецкий ученый Г.Эббингауз стал одним из первых в истории психологии, кто приступил к экспериментальному изучению памяти в рамках ее ассоциативного понимания.

2 комментария: Технология публичного выступления

  • ArshaTheKlingon говорит:

    Целями дисциплины является получение теоретических знаний о современных технологиях публичного выступления и отработка навыков публичного выступления.

  • cdreste говорит:

    Когда возникает потребность в эффективном публичном выступлении, на помощь могут прийти некоторые технологии и приёмы подготовки содержания выступления.

Добавить комментарий для ArshaTheKlingon Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/