Социально-психологические особенности допроса несовершеннолетнего
В Конституции Российской Федерации говорится, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо.
Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Это особенно важно в настоящее время, т.к. наличествует опасная тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, участвующих в уголовном процессе в качестве различных субъектов (потерпевших, свидетелей, лиц, совершивших общественно-опасные деяния). Отсутствие четкой регламентации их правового статуса, механизма реализации предоставленных им прав существенно ослабляет правовую защищенность этой категории граждан.
Допрос несовершеннолетних относится к самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта сложность обусловливается рядом моментов: трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли допрашиваемых; особенностями психологии несовершеннолетних, склонных к фантазированию, самовнушению; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы.
Допрос – это сложное следственное действие, имеющее процессуальный, криминалистический, психологический, этический аспекты. Допрос является не только самым распространенным следственным действием по собиранию в установленном уголовно-процессуальном порядке доказательственной информации, выяснению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, но и является самым психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними.
Сущность допроса заключается в психологическом воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения. При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу.
Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован статьями 191 и 425 УПК РФ. Несоблюдение процессуальных правил является существенным нарушением закона. Вместе с тем, процессуальные правила носят общий характер и не устанавливают тех конкретных приемов и методов, которые следователь в каждом отдельном случае применяет к допрашиваемым лицам.
Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Эти обстоятельства предопределили необходимость установления дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих объективность допроса, а процесс его проведения требует, соответственно, особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.
Такие науки, как педагогика и психология, различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития.
Рассмотрим возрастную таблицу психологических особенностей детей старшего школьного возраста (от 14-15 до 17-18 лет), т.е. тех несовершеннолетних, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Подростки старшего школьного возраста от 14-15лет до 17-18 лет находятся в процессе интенсивного развития личности. В зависимости от индивидуальных особенностей, условий жизни и воспитания этот процесс у разных лиц протекает неодинаково, но он всегда представляет собой переход от детства к взрослости. Возраст от 14-18 лет характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма в целом, ростом физических и интеллектуальных сил и возможностей. Это так называемый переходный период – период становления личности, утверждения ее в обществе. Подросток в этом возрасте характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих возможностях, его поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроений. Характер и мировоззрение еще не сформировались полностью. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить плохое от хорошего, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.
С учетом всего изложенного, существует объективная основа для предъявления к поведению лиц в возрасте от 14-18 лет достаточно высоких требований, включая обязанность нести уголовную ответственность за совершенные преступления. Но в тоже время нельзя забывать, что по уровню интеллектуального и волевого развития эти лица, по общему правилу, еще уступают взрослым, что сказывается на мотивации и характере многих поступков.
На мотивацию поведения подростков (в том числе и на их позицию в ходе судопроизводства) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, раздражительностью. Возрастной ответственностью личности несовершеннолетних, значимой для уголовного судопроизводства, является также недостаток жизненного опыта. Еще одна особенность подростков состоит в особом значении для их мнения лиц из ближайшего окружения. Весьма существенное значение для уголовного права, судопроизводства, тактики следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних имеет свойственное подросткам подражание, копирование действий и поведения других лиц, особенно старших, повышенная внушаемость и податливость убеждениям, уговорам, обещаниям, угрозам.
Принимая во внимание все эти моменты, уголовный закон:
- устанавливает возрастные «пороги» уголовной ответственности,
- устанавливает более узкие границы уголовной ответственности несовершеннолетних, нежели взрослых лиц, за совершение некоторых деяний,
- устанавливает дополнительные формы замены уголовного наказания иными мерами,
- ограничивает максимальное наказание, которое может быть назначено несовершеннолетнему, 10 годами лишения свободы,
- запрещает применение к несовершеннолетним некоторых видов уголовного наказания,
- придает особое значение некоторым смягчающим обстоятельствам, расширяет круг смягчающих и `’нейтрализует” некоторые отягчающие обстоятельства,
- устанавливает специализацию режима исполнения наказания,
- предусматривает особенности оснований и порядок условно-досрочного прекращения исполнения наказания.
Знание возрастных особенностей и их влияние на психику несовершеннолетних необходимо следователю, прокурору, судье, адвокату, оперативному работнику для того, чтобы правильно применять специальные нормы закона, относящиеся к производству по этим делам, обеспечить выявление всех существенных обстоятельств дела, тактически правильно осуществить следственные и судебные действия, в которых участвуют несовершеннолетние.
Также при работе с несовершеннолетними, кроме возрастных особенностей, необходимо учитывать и социально-психологические аспекты, такие как семья, школа и улица, которые влияют на формирование и становление подростка, как личности. Более подробно мы рассмотрим данные аспекты в следующей статье.
Специалист по социальной работе
ГУСО ЦПППН «Доверие»
по Забайкальскому краю
при Ингодинском районном суде г. Читы Т.А. Безотечество
Педагог-психолог
ГУСО ЦПППН «Доверие»
по Забайкальскому краю
при Ингодинском районном суде г. Читы Л.А. Савельева
При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетнему, согласно ст. 89 УК РФ судьи учитывают условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а так же влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.