Роль семейного воспитания в предупреждении девиантного поведения подростков

С самого рождения в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам, но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения.

Для ребенка крайне важно семейное окружение. Характер, взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессежизни, формируется именно в семье.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь. Если родители не формируют в детях (в первую очередь, с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям и миру, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Распространено ложное мнение среди родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростков винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем это обусловлено?

1.      Процесс полового созревания на определённых стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга не справляется с функцией контроля.

2.      Возрастающее стремление ребёнка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, родители не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности.

Говоря о семье как о факторе риска возникновения девиантного поведения у подростка, которое характеризуется отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, и включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки, необходимо отметить, что практически во всех случаях обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:

-  деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

- неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

- ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

- распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакт с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-то функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

- чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам (если в семье присутствует холодная в общении, строгая и несердечная мать, то ситуация обостряется);

-  конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка, являющегося нередко своеобразным способом избегания эмоционально-близких отношений с ним;

- использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом;

-  непоследовательность в отношениях с ребенком (от максимального принятия до максимального отвержения) независимо от особенностей его поведения;

-  невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;

-  директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

- спутанные отношения и «размытые» (неопределенные) границы между членами семьи, принадлежащими к разным поколениям.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и своих детей. Взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку – это основа родительского авторитета.

Дети обычно моделируют своё поведение по принципу взаимоотношений в семье. Если они видят ссоры родителей и проявление насилия у себя дома, то считают, что это приемлемый вид поведения. Физические наказания влекут за собой снижение самооценки и недоверие к людям. Типичной ошибкой родительского воспитания является дефицит внимания к ребёнку, когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения и переживаниям никому нет дела.

Родителям необходимо стараться говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Здоровая семья – это открытая система, где есть:

- пространство для развития каждого «Я» и есть общее «Мы»;

- есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого требуют новые условия;

- изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;

- общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;

- самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.

Стряпунина К.Е.

педагог-психолог

ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края

 

 

Литература:

Макарова, Л. П. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1018-1020. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9672/ (дата обращения: 18.05.2020).

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/