Развитие психологической готовности к самоопределению у подростков

В подростковом возрасте проблема самоопределения встаёт наиболее остро.  Мы говорим о самоопределении не только в выборе профессии, но и в выборе круга общения, возможностей собственной реализации себя и своих способностей в жизни.

Опираясь на работы Л.И. Божович, которая понимала самоопределение как выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, обществе, потребность найти своё место в потоке жизни, мы понимаем силу влияния внешних и внутренних факторов на развитие подростка, которые могут создавать трудности в понимании себя, своих истинных желаний, предпочтений [1].

Психологическая готовность к самоопределениюв исследованиях И.В. Дубровиной рассматривается в качестве основополагающего фактора его существования и характеризуется:

  • высоким уровнем самосознания;
  • наличием нравственных установок и ценностных ориентаций;
  • развитостью мотивационной сферы;
  • целеполаганием [2].

Личностное и профессиональное самоопределение и саморазвитие активно развивается именно в подростковом возрасте, именно в данный возрастной период важно не упустить интерес ребёнка к собственной личности, к собственной жизни.

Вданной статье мы предлагаем некоторые методические рекомендации и упражнения для индивидуальной или групповой работы с детьми подросткового возраста, направленные на развитие отдельных характеристик  психологической готовности к самоопределению.

Прежде чем приступить к групповой или индивидуальной работе по направлению самоопределения, рекомендуется провести анкетирование. Это необходимо для того, чтобы подвести ребенка к рассуждениям о своих целях, намерениях, настоящих и будущих планах, о себе самом, своих способностях и интересах, а также поможет отобразить имеющуюся степень сформированности компонентов самоопределения.

При разработке анкеты важно:

  • учитывать особенности возраста и стремиться сформулировать вопрос наиболее кратко и ясно,простым, понятным для ребёнка языком;
  • сохранять логическую последовательность вопросов для достижения цели анкетирования;
  • исключить вопросы, требующие длинных ответов;
  • ограничится вопросами в количестве 10-15.

Пример некоторых вопросов::

1)  Как бы ты проводил свободное время, если бы не нужно было ходить в школу?

2) Что тебе нравилось делать в прошлом? Что тебе нравится делать сейчас?

3) Подумай, что заставляет тебя гордиться собой?

4) Кто в большей степени является для тебя авторитетом, идеалом? Какие  человеческие качества ты уважаешь?

5) Что у тебя особенно хорошо получается? (твои умения, способности и таланты).

6) За какой помощью обычно к тебе обращаются люди?

7) Если бы тебе пришлось кого-то чему-то учить, то чему бы ты учил?

Опираясь на полученные в ходе анкетирования ответы, подросток с помощью специалиста резюмирует уже имеющиеся у него внутренние  ресурсы и выделяет те виды деятельности, что ему удаются и приносят удовольствие.

Таким образом, анкетирование и последующая работа в виде обсуждения или беседы является одним из многочисленных способов развития самосознания. Самосознание, а именно, осознание своих возможностей, способностей, интересов, позволит перейти к определению конкретных целей, которые актуальны для подростка на сегодня.
Предварительная работа с самосознанием подростка перед постановкой его цели не обязательна. Это делается в том случае, когда специалист замечает, что ребенок не может выявить для себя актуальные сферы деятельности, не имеет хобби, не может ответить на такие вопросы как: «есть ли у тебя цель?», «какая у тебя самая заветная мечта?» или «какое желание ты загадаешь?».

Умение ставить перед собой цель и достигать её является важной частью психологической готовности к самоопределению. Если  подросток уверено и чётко понимает, чего он хочет, анкетирование будет являться вспомогательным элементом в работе с целью.

Упражнения, направленные на развитие целеполагания, нами представляются в четыре этапа.

1)  Первый этап заключается в постановке цели.На данном этапе может быть несколько вариантов развертывания событий.

Первый – когда ребёнок затрудняется определить цель. В данном случае специалист должен направить все усилия на развитие самосознания и выявление актуальных для ребенка интересов и сфер деятельности.

Второй вариант – когда ребёнок беспрепятственно ставит перед собой цель; здесь задача специалиста, если это необходимо, оказать содействие в её формулировке или детализации (разделить масштабную цель на несколько подцелей).

Третий вариант – когда ребёнок пишет сразу несколько целей и не может решить, какая на сегодняшний день для него актуальна. В данном случае, мы предлагаем упражнение «Работа с закрытыми надписями».

Предложите подростку написать на отдельных листах бумаги по одной цели, переверните листы так, чтобы надписи не было видно, и предоставьте возможность выбрать тот, который привлекает интуитивно. Затем, когда выбор сделан, обсудите с подростком его соматические ощущения, чувства и мысли по поводу сделанного выбора. Если у подростка присутствует внутреннее сопротивление, вы можете продолжить данное упражнение до тех пор, пока истинная цель не будет выбрана.

2) Второй этап направлен на проработку внутренних барьеров, возникающих на пути к цели. Существует множество упражнений и практик, решающих данную задачу. В качестве примера мы предлагаем упражнение с таблицей по типу«SWOT» (см. таблицу ниже)

Цель

Получить аттестат с отличными оценками

Преграды, барьеры

Устранение преград

Внешние

Внутренние

Внешние

Внутренние

«Преподаватель не справедливо придирается ко мне»

«Не могу заставить себя заниматься вне урока»

Наладить взаимоотношения с преподавателем.

Усилить подготовку по данному предмету

Преодолеть свою леность.

Повысить внутреннюю мотивацию к обучению.

 

Данная таблица позволяет наглядно разложить «барьер» «по полочкам». Подростку предлагается выписать свою цель, посмотреть на неё и подумать, что мешает ему достичь поставленной цели, затем выделить данные препятствия, которые, по мнению ребёнка, от него не зависят, а также найти препятствия внутри себя.

Затем, учитывая свои внутренние ресурсы,подростку предлагается подумать, как можнопреодолеть данные преграды. Обязательно записывайте решение в данной таблице в нужном столбце.

3) Третий этап направлен на работу с внутренними ресурсами. Предлагаем упражнение «Резюме». Оно интересное и эффективное, часто после его выполнения подросткам их цель уже не кажется такой недоступной.

Ребёнку предлагается представить, что цель – это его заветный работодатель. Предложите написать ему сопроводительное письмо в ответ на объявление о работе его мечты. Специалист может оказать помощь в выполнении упражнения, особенно помогите отметить все причины и качества личности ребёнка, по которым компания должна сделать ему предложение  о работе. Обратите внимание, какие преимущества она получит, если подросток станет его сотрудником.

Данное упражнение можно модернизировать в упражнение «Письмо Деду Морозу», когда ребёнку также предлагается заявить о своей цели, своём заветном желании, отметив, почему он заслуживает этого и над чем готов работать, чтобы соответствовать своей мечте.

4) Четвёртый этап направлен на визуализацию желаемого. Визуализация – это построение зрительных образовдля изменения своего мировосприятия и негативных подсознательных установок и глубинных, часто иррациональных убеждений[3]

Почему визуализация важна? Работая с подростками из неблагополучных семей, мы убедились, что таким детям сложно представить жизнь, которую они намечают в своих целях, только потому, что они её не видели, а отсутствие позитивного опыта взаимоотношений с родителями, отсутствие благополучной психологической среды в семье усложняет процесс целеполагания.

Демонстрация мотивирующих видеороликов, живых примеров, где люди, будучи детьми из неблагополучных семей, живут счастливо и достигают успеха благодаря своему труду и терпению, а также закрепление и регулярное демонстрация данного образа на внутреннем экране сознания ребенка, благодаря визуализации,  повышает уверенность перед достижением собственной цели и возможность её реализации. Также данная техника отлично подходит для самостоятельного выполнения и, чаще всего, используется на завершающих занятиях по развитию целеполагания.

Таким образом, развивая у подростков психологическую готовность к выбору будущего пути, к нахождению своего места в труде, обществе и жизни, мы способствуем тому, что феномен самоопределения из проблемы модернизируется в базис дальнейшего для развития личности подрастающего человека.

 

Пушкарева О.Н.,

педагог-психолог ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края

 

 

Список литературы.

1)    Божович Л.И. «Проблемы формирования личности: избранные психологические труды» http://www.proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=52&id_position=167

2)     Дубровина, И.В «Психологические проблемы профессионального самоопределения школьника» //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov

3)    Энциклопедия практической психологии «Психологос». «Визуализация»//URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/vizualizaciya

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/