Проблема досуговой занятости подростков

Сфера досуга являлась объектом научного интереса всегда. Работы М.А. Ариарский, Ю.А. Стрельцов, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков [1, 4,5, 6] и др. внесли существенный вклад в осмысление понятия досуга. Не смотря на огромное количество исследований, посвященных досуговой деятельности, проблема свободного времени подростков остается актуальной и на сегодняшний день.

Опираясь на анализ теоретической литературы, мы предлагаем остановиться на понимании досуга как одного из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве[2].

Неумение правильно распорядится большим объемом свободного времени, часто приводит подрастающее поколение к социальным проблемам. Ведь именно в подростковом возрасте происходит интенсивное развитие и формирование личности и то, как подросток проводит свой досуг, влияет на все его сферы жизни.

Период подросткового возраста считается самым сложным из всех детских возрастов, так как именно в этот период происходит становление личности, складываются основы нравственности, социальные установки, формируется новое отношение к себе, людям, обществу. Яркие черты характера и формы межличностного взаимодействия стабилизируются, а мотивация на данном возрастном этапе отличается стремлением к личностному самосовершенствованию, самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Место ребенка в обществе меняется, подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что формирует новое сознание и приводит к самопознанию.

По мнению И.С. Кона «Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с её специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, всё это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе» [3].

Особенно ярко и отчетливо подростки раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, в активной деятельности и самовыражении именно в сфере досуга. Данная сфера позволяет выступать подростку в новых ролях, отличных от школьных и семейных.

Сознание подростков, в силу своей идеологической неустойчивости,  подвержено влиянию яркой, новой информации, которая,  в современном мире, не всегда закладывает  в их головы положительные образцы поведения.

И потому очень важно правильно организовать досуг подростка,  для провоцирования развития его личности. Ведь содержательный досуг  даёт возможности для совершенствования его культуры общения, создаёт условия для самопознания, самореализации, самовоспитания, самодисциплины и уверенности  в себе.

Существует ряд причин, по которым современные подростки не могут полезно и интересно организовать свой досуг. Спектр этих причин очень богат и разнообразен, однако основной  проблемой является отсутствие надёжных социальных ориентиров, потому проблема досуга современных подростков стоит очень остро.

Проблема личной безопасности подрастающего поколения, что доказывается результатами социологических исследований [8], указывающих на высокое количество несовершеннолетних, подвергающимся физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, провоцируют подростка в уход от реального мира посредством алкоголизации, наркомании и игромании. А телевидение и «паблики» социальных сетей демонстрируют сцены грабежей, насилия, сексуальной распущенности под эгидой успеха, радостной и богатой жизни, криминализируя досуговую среду подрастающего поколения.

Очевидно, что все данные факторы, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения. Поэтому важна рациональная организация досуговой занятости, которая будет выступать альтернативой подростковой преступности, являясь ключевым звеном профилактики асоциального поведения, отсюда основными направлениями этой организации должны стать мероприятия, направленные на воспитание правовой культуры, формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов.

Учреждениям, занимающиеся досуговой занятостью подрастающего поколения, необходимо создать современный, привлекательный имидж и созидательную атмосферу для привлечения молодёжи. Использовать все популярные и востребованные формы организации подросткового досуга. Создавать возможности для проявления творчества, создавать условия для расширения интересов, в тоже время позволять детям реализовать свои потребности в полноценном отдыхе и развлечении.

Использование  личностно-ориентированных, коллективно-творческих и игровых современных педагогических технологий, позволит реализовать досуговые мероприятия более успешно.

Применение следующих методов в проведении досуговых программ, также способствует осуществлению основной цели досуговой деятельности, а именно способствованию развития личности ребенка:

1)      Метод развития сознания, с помощью воздействия на его различные стороны – на интеллект, чувства и эмоции, волю.

2)      Метод формирования поведения реализуется посредством проживания, проигрования ситуаций на мероприятиях. После чего, в опыте подростков формируются и закрепляются положительные способы и формы поведения, одобряемые обществом.

3)      Метод стимулирования деятельности и поведения по средствам поощрения или наказания. В результате поощрения уверенность подростка приобретает силу, создаётся мотивация и повышается ответственность, а в результате наказания негативные проявления поведения подростка тактично, не унижая личность ребенка, предупреждаются, для провоцирования потребности  изменить своё поведение [7].

Системный подход, ориентированный на повышение качества проведения и организации досуговых программ, на использование в деятельности наиболее современных форм работы и комплексный подход, направленный на расширение и активизацию всех социальных объектов, создавая единую стратегию работы, будут способствовать созданию качественно-нового уровня организации и построения досуговой среды, что крайне актуально на сегодняшний день.

Расширяя традиционные и внедряя современные направления работы, учреждениям досуговой занятости удастся привлечь молодое поколение, реализуя внутренний потенциал подростка, даруя альтернативу криминализированного досуга.

 

Пушкарева О.Н., педагог-психолог ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края

 

Список литературы:

1)    Ариарский М.А. «Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности» // Вестник МГУКИ.2013. № 1. С. 102-109

2)    Дружинин В.Н. «Учебник для гуманитарных вузов». 2-еизд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

3)    Кон И.С. «Психология ранней юности». – М., 1989.-С. 167-168.

4)    Стрельцов Ю.А. «Культурология досуга» Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.

5)    Воловик А. Ф., Воловик В. А. «Педагогика досуга»// URL:https://mysocrat.com/book-card/17802-pedagogika-dosuga/( дата обращения:19.04.2018)

6)    Жарков А. Д., Чижиков В. М. «Культурно-досуговая деятельность» // URL: https://mysocrat.com/book-card/17320-kulturno-dosugovaya-deyatelnost/(дата обращения: 11.04.18)

7)    Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. «Теория и методика воспитания: конспект лекций» // URL: http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/index.php (дата обращения: 10.02.18)

8)    Сошникова И. В. «Насилие в семье в современной России: социологический анализ»  // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3425/2/urgu0829s.pdf  (дата обращения: 11.04.18)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/