Применение логопедического массажа и ДЭНС-терапии в коррекции у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Аннотация: Статья направлена на совершенствование знаний системы специального образования об особенностях языкового и речевого развития детей с легкой степенью дизартрии. Эффективность применения технологий логопедического массажа и динамической электронейростимуляции (ДЭНС) значительно сокращают сроки коррекционного воздействия. Данный опыт работы будет полезен учителям-логопедам, занимающимся коррекцией фонетических и общих нарушений речи.

Ключевые слова: Особенности языкового и речевого развития детей, псевдобульбарная дизартрия, логопедический массаж, технология ДЭНС-терапии.

 

В последнее время одна из актуальных проблем акушерства родовой травматизм, сочетанные повреждения головного и спинного мозга. В последствии при логопедическом обследовании таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стёртых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать псевдобульбарную дизартрию легкой степени. Она характеризуется отсутствием явных нарушений общей моторной сферы и наличием расстройств артикуляционной и мимической моторики.

1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией легкой степени.

Этиология псевдобульбарной дизартрии довольно неоднозначна. В анамнезе, как правило, встречаются данные о наличии неблагоприятных внешних воздействий в течении пренатального, натального и постнатального периодов развития ребёнка.

Среди причин часто встречается: токсикозы беременности (у 60 % матерей), хроническая гипоксия и дистрофия плода (в 10% случаев), внутриутробное инфицирование плода (в 22% случаев), острые и хронические заболевания матери в период беременности (у 32% матерей), асфиксия в натальном периоде (у 10% детей), нарушения родовой деятельности (в 56% случаев), родовая травма головы, шейного отдела позвоночника (у 24% детей) и другие виды патологий. Их воздействие приводит к возникновению ряда специфических отклонений в развитии детей (Р.А. Белова-Давид, Г.В. Гуревец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).

В раннем постнатальном развитии таких детей характерно чрезмерное двигательное беспокойство, частый беспричинный плач, нарушения сна, частые вздрагивания, тремор подбородка. Данные особенности позволяют предположить наличие поражений центральной нервной системы у детей уже в младенческом возрасте.

Со слов родителей, у малышей в раннем возрасте отмечаются проблемы вскармливания в виде вялости сосания, быстрой утомляемости, частых срыгиваний, что дает возможность предполагать у них раннее проявление симптомов псевдобульбарной дизартрии в виде минипарезов артикуляционных мышц губ, языка, нижней челюсти, глотки. В более позднем периоде (1-2 года) у детей отмечается запаздывание формирования навыков самостоятельной еды (неумение пользоваться ложкой, пить из кружки). Также трудности при пережёвывании и глотании твёрдой пищи.

Показатели психомоторного развития у детей с симптомами легкой формы дизартрии в основном находятся в пределах возрастной нормы. В течение первых лет жизни (от рождения до 3 лет) многие дети находятся на диспансерном наблюдении у детского невролога с различными диагнозами. Показатели раннего речевого развития у детей колеблются от нормы до некоторой задержки. Первые слова отмечаются у малышей к 7-15 месяцев, элементарная фраза к 1,5-3,5 годам. При этом довольно долго речь детей остаётся мало разборчивой, фонетическая сторона речи оказывается несформированной. Особенности неврологического статуса и состояния моторных функций.

В логопедической практике часто встречаются дети со сложными нарушениями звукопроизношения и длительной динамикой коррекционной работы, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии очаговой микросимптоматике. Однако при более тщательном неврологическом обследовании с применением функциональных нагрузок у них часто выявляются минимальные симптомы органического поражения центральной нервной системы, что является основным критерием легкой степени дизартрии (Р.А.Белова-Давид, Г.В.Гуровец, Л.В.Лопатина, Е.Ф.Собатович, О.А. Токарева и др.).

Среди симптомов поражения нервной системы детей с псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени часто диагностируются следующие: усиление венозной сети в области лба, висков и переносицы (у 43% детей), легкая сглаженность носогубных складок (в 20% случаев), наличие стёртых парезов мышц предплечья и кистей рук (у 100% детей), различные синкенизии (у 38% детей), гиперкинезы языка (у 50% детей), девиация языка (у 30% детей), гиперсоливация (у 75% случаев)

Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерными оказываются нарушения тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (у 93% случаев), проявляющей в паретичности или спастичности мышц. Так, наличие стертых парезов определяет гипомимичность лица, приоткрытость губ из-за слабости их мышц и мышц нижней челюсти, некоторую опущенность уголков рта или их несимметричность, вялость и пассивность языка и губ при артикуляции. Наличие спастичности проявляется в трудностях или практической невозможности произвольного управления мимикой лица, малой подвижности губ, напряженности спинки языка и вялости его кончика.

Нарушения иннервации мимической мускулатуры в основном обусловлены поражением тройничного (5 пара, верхняя и средняя ветви) и лицевого (7 пара) нервов. При поражении двигательных волокон тройничного нерва у детей отмечается снижение амплитуды и точности движений губ (у 93% детей), нижней челюсти, нарушается процесс жевания (у 17% детей). Данные нарушения оказывают влияние на характер произношения звуков. Звукопроизношение детей с псевдобульбарной дизартрией в целом характеризуется смазанностью, нечёткой артикуляцией. При этом гласные звуки часто произносятся с недостаточной дифференциацией, теряя при этом свою полётность.

Нарушение функционирования подъязычного нерва (7 пара) приводит, как правило, к нарушению подвижности языка (Л.О. Бадалян, Б.С. Ляпидевский). У большинства детей с псевдобульбарной дизартрией при произвольном открывании рта язык становится напряжённым, оттянутым вглубь ротовой полости, что проявляется в выгорбленности его спинки. Кончик языка наоборот оказывается вялым. При этом у детей снижается объем и амплитуда движений языка вверх, в стороны и вперёд, произвольные движения языка оказываются ограниченными. Описанные моторные расстройства проявляются в невозможности положить язык на верхнюю губу, выполнить артикуляционную позу «Чашечка, «Маляр». При их выполнении нередко наблюдается повышения тонуса мышц языка, переходящее в гипертонус мышц плечевого пояса, отмечаются синкинезии в виде насильственного поднятия плеч, выдвижения вперёд и вверх нижней челюсти.

Поражение языко-глоточного (9 пара) и блуждающего (10 пара) нервов приводит к нарушению функционирования мышц глотки, язычка и мягкого неба (Л.О. Бадалян, Б.С. Ляпидевский). Данные наблюдения показывают, что у детей с псевдобульбарной дизартрией может отмечаться недостаточность сокращения мягкого нёба, ограничение его подвижности, откланениеувули в поражённую сторону, снижение глотательного рефлекса, и как результат накопление слюны в ротовой полости (у 75% детей). При нарушении функционирования языкоглоточного нерва у детей наблюдаются нарушения произношения заднеязычных звуков, проявляющиеся в их искажении либо замене на переднеязычные.

Ребёнок с лёгкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии часто недостаточно четко воспринимает состояние напряжённости или расслабленности мышц речевого аппарата, наличие насильственных непроизвольных движений. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз по словесной инструкции, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов артикуляции (Г.В.Гуровец, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Волкова и др.)

Картину двигательных расстройств при псевдобульбарной дизартрии легкой степени дополняют нарушение темпо-ритмической организации артикуляционных движений (у 85% детей). При этом в большинстве случаев наблюдается постепенное замедление темпа движения. Часто при изменении физического или эмоционального состояния у детей отмечается изменение тонуса мышц языка, губ и нижней челюсти, что свидетельствует о наличии у них экстрапирамидальной недостаточности (у 93% детей). Кроме того, при применении функциональных нагрузок у них нередки гиперкинезы языка, синкинезии в виде содружественных движений языка и нижней челюсти, языка и плечей, губ и нижней челюсти. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что при псевдобульбарной дизартрии лёгкой степени двигательные расстройства наиболее ярко проявляются в артикуляционной моторике.

На сегодняшний день существует многообразие медикаментозных средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как правило, положительного быстрого и стойкого эффекта удается добиться путём интеграции педагогических и медицинских методик.

Особое внимание заслуживают методы здоровьесберегающих технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего организма. К таким действенным эффективным методам коррекции неврологической патологии относят применение логопедического массажа и аппарата динамической электростимуляции (ДЭНС).

2. Логопедический массаж в коррекции дизартрии

Система логопедической работы с детьми при псевдобульбарной дизартрии легкой степени предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в конечном счете, способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так экспрессивной речи (В.Л. Богородицкий, 1930; М.А. Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Отчетливости кинестетического восприятия содействуют и осязательные ощущения. Роль осязательного, тактильного ощущения в кинестетическом восприятии имеет большое практическое значение.

При выполнении логопедического массажа необходимо знать все противопоказания и владеть основными приемами массажа. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

-       нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

-       устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

-       стимуляция положительных кинестезии;

-       улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

-       увеличение силы мышечных сокращений;

-       ктивизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

При составлении массажного комплекса, направленного на нормализацию произношения язычных звуков, необходимо учитывать все группы мышц, как непосредственно, так и опосредованно влияющие на состояние мышц языка. Комплекс массажных движений составляется с учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений и приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса.Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если ребёнок имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Применение аппарата динамической электронейростимуляции в коррекционном процессе при псевдобульбарной дизартрии.

Метод динамической электростимуляции официально зарегистрирован Министерством здравоохранения РФ.

Эффективность метода ДЭНС-терапии состоит в активизации и восстановлении функций артикуляционных органов путем целенаправленного воздействия на их пораженные участки, благодаря чему процесс формирования и автоматизации речевого навыка протекает значительно быстрее.

Технология ДЭНС используется уже далеко не первый год. Практика применения аппаратов в логопедии наглядно демонстрирует, что уже после первых сеансов можно наблюдать следующие результаты:

-       более правильное звукопроизношение;

-       увеличение словарного запаса;

-       появление фразовой речи;

-       концентрация внимания, улучшение памяти;

-       уменьшение нервной возбудимости, нормализация сна;

-       появление интереса к обучающим программам и контактам со сверстниками.

Методы ДЭНС-терапии удобны, безопасны и не вызывают аллергических реакций. Сеансы ДЭНС проводят курсами по 10-15 дней с частотой один сеанс в день. В рамках сеанса обрабатывают две основные зоны и одну дополнительную. Каждый два-три дня зоны чередуют.

Как работает методика ДЭНС в комплексном лечении детей с речевыми нарушениями

В процессе лечения нарушений речевого развития воздействие производится как на конкретные речевые зоны, так и на универсальные.

-       Шейно-воротниковая зона: работа с ней позволяет улучшить снабжение мозга кислородом и снять речевые зажимы.

-       Речевые зоны (область под челюстью и язык): стимуляция их улучшает кровоснабжение артикуляционного аппарата и готовит его мышцы к активной работе.

-       Су-Джок речевые зоны (на подушечках пальцев рук): работа с ними укрепляет связь речевой функции с пальцевой моторикой. Данные зоны расположены в коре головного мозга рядом и оказывают взаимное влияние друг на друга.

-       Околопозвоночные зоны (справа и слева от позвоночника): стимуляция их позволяет задействовать подкорково-стволовые структуры на благо лечения речевых нарушений.

Детям нравятся сеансы ДЭНС-терапии, и они с удовольствием стремятся на занятия с логопедом, так как он напоминает им игру. Достаточно почитать отзывы родителей и логопедов в социальных сетях о методе ДЭНС и аппарате ДЭНС-ПКМ, чтобы в этом убедиться.

Исследование в практическом применении логопедического массажа и сеанса ДЭНС-терапии.

В исследовании приняли участие дети (4 человека) со стёртыми признаками псевдобульбарной дизартрии. Этиологическими факторами были неблагоприятные роды, постнатальные заболевания травматического и воспалительного характера. Отмечалась неврологическая симптоматика: нарушение иннервации мышц, лицевой мускулатуры, тремор языка, мышечный гипо или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Кроме того, имелись нарушения познавательной деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.

Для детей была определена методика логопедического массажа и ДЭНС-терапии в сочетании с традиционной схемой коррекции. На логопедических занятиях по коррекции стёртых признаков псевдобульбарной дизартрии работа проводилась на развитие мелкой моторики, моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, ДЭНС-терапия), физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения, работа над выразительностью речи.

На диаграмме отражены сроки коррекции детей (диаграмма 1).

Диаграмма 1

 

Таким образом, проведённое исследование показывает, что использование методов логопедического массажа и сеансов ДЭНС-терапии значительно сокращает сроки коррекции, добиваемся значительных улучшений в коррекции звукопроизношения. Кроме того, у детей отмечалось расширение объёма речевого дыхания и голосообразования, улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции, зрительно-моторной координации и памяти.

Включение методов логопедического массажа и динамической электронейростимуляции в комплекс реабилитационных мероприятий стёртых признаков псевдобульбарной дизартрии позволяют значительно быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей. Хочется отметить, что описанные приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей к логопедическим занятиям.

 

 

Титенок И.А., логопед ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края

 

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефект. высш. пед. учеб. заведений – М.: изд. Центр «Академия», 2000
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь – М. Изд. АПН РСФСР 1934
  3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. «К вопросу диагностики стёртобульбарной дизартрии»// Вопросы логопедии – М. Просвещение 1978.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование, 1994.
  5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
  6. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина – М.: 1969.
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. – М.: ВЛАДОС, 2003.
    1. Рявкин С.Ю.; Власов А.А.; Николаева Н.Б. «Практическое руководство по динамической электронейростимуляции» Екатеринбург. 2001г.

10. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М 1990.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/