Практические аспекты дистанционного консультирования лиц с признаками психических отклонений

Наталья Владимировна Прохорова,

педагог-психолог

В настоящее время дистанционное консультирование, как вид оказания психологической помощи, находится на активном этапе своего развития.  Доступность телефонии и сети интернет – ресурсов для разных социальных слоев населения позволяют расширять спектр оказываемых услуг, в том числе и услуг в сфере оказания психологической помощи.

Современный ритм жизни, его стрессогенность накладывают свой отпечаток на психологическое и психическое состояние человека. По данным ВОЗ, количество психических расстройств продолжает расти по всему миру. Существует множество психических расстройств, которые проявляются по-разному. В целом для них характерно сочетание анормальных мыслей, представлений, эмоций, поведенческих реакций и отношений с окружающими. По оценкам ВОЗ от одной только депрессии страдают более 300 миллионов человек из всех возрастных групп [1].

Возрастает количество обращений за психологической помощью не только клиентов с эмоциональными нарушениями, но и людей с психическими отклонениями. Эта проблема затрагивает, как очное, так и дистанционное консультирование, поскольку имеет определенную специфику и влечет за собой определенные аспекты.

Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации [3].

Дистанционное консультирование (ДК) - это модель психологического консультирования (психокоррекции, психотерапии), которая осуществляется методами удалённой связи — при помощи телефона, сети Интернет (скайп, e-mail и др.) [2].

Под определение психических отклонений (психических заболеваний) попадает широкий спектр отклонений от нормы психологического и душевного состояния людей. Но поскольку в статье рассматриваются аспекты дистанционного консультирования с использованием методов удаленной связи, то следующим шагом будет рассмотрение вербальных и невербальных признаков психических отклонений, которые могут быть использованы в работе психолога и помогут в определении категории клиентов, с которой предстоит работа [4].

Типичные признаки и симптомы психических отклонений

Вербальные (речь) Невербальные (кинестетика: мимика, поза, жесты, пантомимика)
Сознание
Испуг, спутанность мыслей, тревожность, галлюцинации Нарушение ориентировки во времени, месте и собственной

личности

Неспособность сконцентрировать внимание в русле одного событийного ряда  
Эмоции
Несоответствие между эмоциональным выражением и

смысловым содержанием идеи, мысли или речи

Монотонность речи «Неподвижное» лицо
Невоздержанность в выражении своих чувств, зачастую переоценивание собственной значительности и важности Визуально определяемая тревога, которая может сопровождаться сильным двигательным возбуждением
Быстро возникающее раздражение и склонность к гневливым реакциям
Широко распространенный страх, не фокусированный

на какой-либо определенной идее

Острые, внезапные, интенсивные приступы тревоги, проявляющиеся с чувством страха и вегетативными проявлениями
Апатия
Амбивалентность
Физиологические нарушения
Бессонница, патологическая сонливость Избыточная, как правило, непродуктивная активность, возникающая в ответ на внутреннее напряжение
Отсутствие интереса к сексуальной жизни Повторение движений лица консультанта
Постоянное повторение фраз консультанта Постоянно поддерживаемое неподвижное положение клиентом
Бессмысленное повторение одних и тех же фраз в процессе консультации Принятие неудобной или причудливой позы, которая может поддерживаться в течение длительного времени
Анорексия  
Насильственные целенаправленные действия, вербальные или физические
Мышление
Нарушения оценки реальных событий и создание в своем воображении другой действительности  
Умственная деятельность, не согласующаяся с логикой или опытом, фантазирование  
Мыслям и словам приписывается мистическая сила  
Мышление буквальное, ограничено применением метафор без понимания нюансов их значения  
Бессвязная смесь слов и фраз  
Дезорганизованная речь  
Резкий обрыв мысли до того, как она завершается  
Речь
Речь быстрая, многословная и труднопрерываемая  
Односложные ответы, ограничение количества слов, употребляемых в речи  
Речь содержит скудность смыслового содержания  
Память
Частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта Иллюзорное зрительное узнавание, при котором впервые виденная ситуация ошибочно рассматривается как уже ранее встречавшаяся

Как видно, при психических расстройствах нарушаются механизмы и процессы восприятия реальности.  Психологическая помощь при дистанционном консультировании в таких случаях затруднительна, имеет свою специфику и носит определенный специализированный характер [5]. Работа с данной категорией клиентов может отнимать ресурсы специалистов, вести к отсутствию динамики в процессе терапии, а порой и ее безрезультативности. В таких случаях авторы советуют переключение клиентов с признаками психических отклонений на специалистов, могущих оказать практическую помощь и имеющих опыт совладания с этой категорией лиц [6].

 

Список использованной литературы

  1. Интернет – ресурс: сайт ВОЗ, Информационный бюллетень «Психические расстройства» от 09.04.2018г, адрес: www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/психические-расстройства
  2. Интернет-ресурс: http://samsebegu.ru/webinars/finished/category/psihologiya-psihotehniki/
  3. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.- метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.
  4. Клиническая психиатрия, перевод с английского дополненный, главный редактор, Т.Б. Дмитриева, член-корр. РАМН, профессор, ГЭОТАР МЕДИЦИНА,  Москва 1998
  5. Кризисное консультирование: учебно-методическое пособие / сост. Н. В. Зарубина ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2016. — 72 с.
  6. Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием

дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение):

Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 24–25 февраля

2011 г. / Под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2011 – 196 с.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/