Опыт использования методики «Диалогическое рассказывание историй» (ДРИ) в реабилитации и коррекции поведения несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.

Диалогическое рассказывание историй  – метод, имеющий огромные возможности при работе с несовершеннолетними, употребляющими психоактивные вещества (далее – ПАВ). Процесс рассказывания историй содействует благоприятному пониманию детско-родительских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения подростков, употребляющих ПАВ. Применение ДРИ возможно как с детьми и подростками, так и со взрослыми. Особенно актуален этот метод при работе с травмой, так как важно не затрагивать напрямую болезненные переживания, а полностью оставаться в метафорической сфере.

Опыт использования методики ДРИ во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть проблемы подростка. Основными методами диагностики при этом являются метод беседы и метод наблюдения. Но при включении психологических защит подросток приходит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить открыто. Часто остаются в тени наиболее важные события, в искаженном виде озвучиваются значимые отношения. Психолог может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй.

К. Бремс отмечает, что корни рассказывания сказок и историй при проведении психотерапии нужно искать в культурном контексте или в контексте развития индивида и семьи. В первом случае чаще всего используются мифы, легенды, волшебные сказки, басни. В семейном контексте это семейные легенды, повествования, основанные на реальных событиях, но приукрашенные. С позиций индивидуального развития личности, чаще рассказываются истории-фантазии, мечты (Brems Ch., 2002).

Варианты реализации метода разнообразны. Как при индивидуальной, так и групповой работе  возможно рассказывание оригинальных или известных историй, придумывание им новых концовок. Авторство сказок может быть коллективным или персональным. Психолог может задавать тему, может сам рассказывать сказку целиком или только начинать ее, побуждая подростков  продолжать. При необходимости психолог вмешивается в повествование с целью повернуть сюжет в нужное  русло. Выбор той или иной техники определяется особенностями подростка, характером психологических задач, а также степенью владения психологом приемом.

Рассказывание сказок для установления контакта с детьми и их терапии впервые использовал в 1971 г. Р. Гарднер. Разработанная им техника и ее разнообразные модификации нашли широкое применение для решения задач диагностики, формирования ценностей, укрепления взаимоотношений, самораскрытия, достижения катарсиса (BremsCh., 2002).

Р. Гарднер предлагал детям придумывать  истории, которые они должны были сочинять экспромтом. Готовая  тема не задавалась. Нельзя было описывать то, что ребенок читал или видел в кино, по телевидению, а также то, что происходило с ним или его знакомыми на самом деле. Затем Гарднер сам придумывал историю, в которой участвовали те же персонажи, что и в истории пациента. Все повествования записывались на магнитофонную ленту. Гарднер был убежден в том, что рассказы легче анализировать, чем сны, а приемы анализа могут применяться те же. Вот некоторые из них.

  1. Ранжирование нетипичных элементов повествования (отражающих особенности подростка и его переживаний) от стереотипных, обусловленных возрастом, мало информативных.
  2. Оценка эмоциональных реагирований подростка во время рассказа (тревога, удовольствие, враждебность, эмпатия, подавление чувств и т.п.).
  3. Лоцирование (выявление) основного персонажа, представляющего автора сказочной истории.
  4. Обозначение персонажей, отражающих различные, конфликтные свойства личности подростка.
  5. Определение персонажей, представляющих немаловажные  фигуры реального окружения подростка.
  6. Детекция (раскрытие) групп персонажей, символизирующих составляющие одной личности.
  7. Открытие символов вытесненных комплексов (например, образов насекомых, мышей и т.п.).
  8. Прощупывание действий и образов, выражающих детско-родительские отношения.
  9. Оценка общей картины рассказа (нейтральная, пугающая, приятная).

Р. Гарднер  большое значение придавал названию, которое пациент дает своему рассказу, а также окончанию повествования («морали»). Сочиняя ответную историю, психотерапевт предлагал пациенту в метафорической форме различные варианты решения символически заявленной в его рассказе проблемы, помогал осознать разнообразие путей решения и выбрать оптимальный (Gardner R.А., 1971).Специфика применения метода следующая:  подростку предлагается рассказать занимательную историю, которая  сочиняется экспромтом и будет записываться на диктофон. Нельзя пересказывать то, что подросток видел по телевизору, в кино или читал в книжке. В конце ему надо придумать «вывод» из рассказа.

Задача психолога заключается в том, чтобы разобраться в содержании истории и придумать свою, «ответную» историю, которая является модификацией услышанного.

При использовании  ДРИ в работе  педагога-психолога, работающего в  отделении психолого-педагогической реабилитации и коррекции поведения несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, применяются базовые категории интерпретации подростковых  историй. Их использование, во-первых, может помочь  более структурировано вести каждую сессию; во-вторых отслеживать динамику изменений; в-третьих применять метод более «точечно» и тем самым добиваться большого терапевтического эффекта.

Каждая из категорий интерпретации представляет собой пару признаков по оси «дезадаптивное – адаптивное поведение». Психолог, анализируя историю, находит в ней признаки неадекватного (дезадаптивного)  варианта поведения в ситуации. Разбирая особенности дезадаптации, он может нести послание подростка тому или иному виду дезадаптации (например, «депрессивности»). Каждому из этих видов в свою очередь, соответствуют адаптивные позиции, на которые необходимо опираться психологу, выстраивая собственное терапевтическое послание.

Названия категорий достаточно условны и не всегда отражают традиционное понимание употребляемых терминов – скорее они ограничивают круг определенных явлений, проявляющихся в подростковых историях. Таким образом, они сформулированы не в виде научных терминов, а скорее как метафоры состояний. Приведем примеры используемых категорий.

Категории «опасность»- «безопасность»

Признаки «опасности» – на героя нападают, его уничтожают, а он абсолютно беспомощен перед нападением; герой постоянно находится в опасности не по своей воле, при этом он испытывает паническую тревогу, в ряде случаев переходящая в ужас.

Пример: Илья 13 лет, страдающий от жестокого обращения родителей и переживающий многочисленные невротические страхи.

Один чувак решил сбежать из дома. Его не кормили, ничего ему не давали. Однажды он заснул под мостом и его стали бить бомжи. Ему было очень больно, он кое- как от них убежал. На следующую ночь на него напали пьяные дядьки. И они тоже его очень долго били. Чувак очень хотел домой, но боялся, что его будут ругать. Однажды он встретил такого же друга, который сбежал из дома, потому что его били родители. И чувак думал, что их будут бояться, потому что их двое. Они встретили чуваков с другого района. Они бились-  бились, но их в очередной раз побили.

С выводом Илья затрудняется.

В истории просматривается стойкое чувство небезопасности, наблюдаемое  и в поведении подростка. В ответ была рассказана следующая история, акцентирующая внимание на «безопасности», демонстрируемой через возможность победы над «страшным противником».

Характеристика безопасности – герой получает защиту, попадает в ситуацию, когда опасность отсутствует, побеждена, когда он становится недоступен  для пугающего объекта. Главная задача психолога – донести до подростка представление о возможности «быть в безопасности».

Жил был мальчик. Ему было очень грустно, потому что он поссорился с мамой и папой. Он думал, что он не нужен родителям и ему хотелось плакать. И он решил уйти из дома… Он даже не подозревал, сколько опасностей его ожидало за границами его дома. За ним гнались собаки, но он успел залезть от них на  столб, он чуть не утонул в реке, но все же выплыл. Ему очень хотелось кушать. И вот мальчику  встретилась бабушка, которая угостила его пирожками. Однажды ночью его хотели побить незнакомые взрослые мужчины. Но мальчик схватил тяжелую палку и мужчины отступили. Тогда мальчик подумал, что все, что происходит у него дома, не так опасно для жизни, как вне его.

Вывод: все проблемы разрешимы.

Категории «депрессивность»- «активность»

Признаки «депрессивности» – пугающие объекты, они могут быть или слабо выраженными, или вообще отсутствовать тексты повествования, однако герой все равно оказывается в ситуации безысходности и беспомощности. Герой может внезапно без явной причины погибнуть или получить травму. В истории  также может просматриваться отражение суицидальных мыслей и аутоагрессии. Главная особенность истории – герой не влияет (не может, или не хочет) на развитие сюжета, а покорно следует внешним воздействиям.

Пример: Маша 12 лет, воспитывающаяся  в детском доме.

Жила была семья. Однажды муж напился и убил свою жену. Потом он взял нож и убил себя. Дочки долго плакали, думали, что их заберут родственники, которые их будут бить и не кормить. Они сбежали из дома и решили идти по рельсам. Их задавил поезд.

Вывод не может сформулировать.

В истории отчетливо видны депрессивные установки подростка.  Также отчетливо проявляются суицидальные наклонности и переживания многочисленных невротических страхов.

Характеристика «активности» – герой активно выступает против объекта страха, обнаруживает его и побеждает, призывая на помощь всех кого возможно, исходя из базового сюжета. Главная задача психолога – донести до ребенка представление о небезнадежности активных действий и более того – их необходимости для решения проблемы.

«Жила была семья: папа очень часто приходил в алкогольном опьянении. Он громко кричал и ругался. И жене и детям это надоело. Они устроили семейный совет, где решили папе предложить два выхода из ситуации, или бросить пить, или уйти из семьи. Папа сказал, что он не бросит пить. Дочкам и маме было очень страшно остаться одним без материальной поддержки. Но они приняли решение, что девочки будут помогать маме, если она  пойдет на вторую работу. Они стали жить бедно, но зато никто их не унижал, не оскорблял, и они спокойно засыпали по ночам.

Вывод: если грустно и плохо, то значит нужно стараться что-то делать, попробовать найти другой путь решения проблемы.

Категории «инфантильность» – «самостоятельность»

Признаки «инфантильности» – это зависимость от поддержки извне (победа только с чужой помощью; регрессивная с точки зрения возраста подростка поведения героя; герой уверен в невозможности действовать самостоятельно; фантастичность победы над страхом – помощь волшебника или неких магических сил без участия героя).

Мы с другом поехали на дачу, остались там ночевать и к нам ночью пришли зомби. Страшные, они хотели нас съесть. Я вылез в окно и побежал к соседям. Сосед дядя Толя взял ружье, зарядил его серебряными пулями и пошел воевать с зомби. А я спрятался под кровать и ждал, когда он вернется.

Вывод: если кто-то на вас нападает, нужно сказать кому-то и тебе помогут.

Характеристика «самостоятельности» – герой самостоятельно преодолевает препятствия и решает проблемы; герой опирается в первую очередь на собственные силы; реалистичность истории. Главная задача психолога – донести до ребенка представление о возможности и необходимости приложить собственные усилия для разрешения проблем (борьбы со страхом).

Однажды я ночевала в одном заброшенном доме. Он был наполнен неприятными звуками: скрипел, шептал, скрежетал. Но делать было нечего, оставаться на улице под дождем еще страшнее. Я расстелила одежду на пол и прилегла. В дверь громко постучали… Я замерла от страха. Я подумала, что-же  делать: монстры на меня нападут, я с ними не справлюсь. Я хотела вылезти в окно, но подумала, «я первая заняла этот дом, и у монстров должно быть, какое то слабое место». Я вытащила из сумки бутылку с водой, дезодорант, пилочку для ногтей. Громким голосом спросила: «Кто там? Предупреждаю, я вооружена и очень опасна». И услышала, как кто-то побежал быстро- быстро по ступенькам. Я гордилась собой, легла и спала до самого утра под шум дождя.

Вывод: даже если тебе никто не помогает, ты можешь сам справиться с проблемой. Старайся, и у тебя все получится.

Категории «Деструктивная враждебность»- «канализированная враждебность»

Признаки «Деструктивной враждебности» – агрессивное проявление; враждебность как способ привлечения внимания; агрессия как «вымещение» ранее полученного опыта.

Андрей, 13 лет, живущий в приемной семье.

Жил-был ягуар. Его все злило. Особенно, когда его доставали с вопросами. Тогда ягуар начинал кричать, махать хвостом и бить всех лапой с когтями. Особенно ему нравилось бить лапой зайцев и лис. Но однажды пришел огромный гиппопотам, который  решил расправиться с ягуаром. Но в это время приехали охотники и застрелили гиппопотама. Ягуар до сих пор живет на своем любимом дереве.

Вывод: не лезьте с дурацкими вопросами.

Очевидно, агрессия ягуара носит характер самоутверждения. В реальности подросток страдает от коммуникативных затруднений и неприятия с его сверстниками.  В истории проявилось желание быть сильным, чтобы   мальчика боялись. Однако эта сила неконструктивная, потому что с реальной опасностью (гиппопотам) справляются какие-то посторонние охотники.

Характеристика «канализированной враждебности»-  использование агрессии только при необходимости (самозащита во время спортивных соревнований  и пр.); умение цивилизованно (с помощью диалога) выражать чувство гнева,  злости, обиды; умение достигать компромисса через диалог с потенциальным противником. Главная задача психолога – донести до подростка представление о возможности и необходимости диалога с предполагаемым противником; о том, что его агрессия зачастую вызвана не желанием уничтожить героя, а непониманием его действий. Важно отделить примеры и советы, направленные на обучение управлению агрессий от моральных установок («драться плохо и т.п.»).

Жил-был ягуар. Его все дразнили, обзывали нехорошими словами, задавали дурацкие вопросы, ему хотелось убежать или разорвать всех своих обидчиков. Но, как-то раз он решил послушать эти дурацкие вопросы и понял, что не все вопросы глупые, как ему казалось. Особенно ему понравился вопрос зайца: «Почему ты такой грустный?».«Значит, -  подумал ягуар,  -  окружающим не безразлично мое настроение?» И впервые в жизни он не стал замахиваться на зайца своими лапами с когтями, у него появился друг. Он понял, что сильный – это тот, кто себя защищает, но никого не обижает. Прошло много лет. У ягуара появилось очень много друзей, которых он защищает.

Вывод:  сильный – это не тот, кто обижает других; использовать силу можно и нужно для самозащиты.

Критерии «неуязвимость»-«реалистичность»

Признаки «неуязвимости» – в поведении героя явно отражаются фантазии автора о собственном величии. Герой предстает абсолютно неподвластным воздействию внешнего мира, он побеждает всегда в независимости от его реальных действий. В ситуации неуязвимости все происходит как бы все само собой. Этой характеристики  подростковых историй в теории объектных отношении соответствует понятие «грандиозное Я» как носитель отрицающего реальность стремления к всемогущему контролю.

Боря, 13 лет, диагноз ЗПР

Халк живет в маленьком городе. Он его охраняет, убивает всех врагов. Если рухнет мост, он  быстро его восстанавливает. Если сам не может справиться, ему помогает Флэш и Супермен. Горожане живут счастливо. Потому что знают, что им всегда поможет Халк.

Вывод: я буду таким же.

Главный герой Халк, победы которого рассматриваются подростком, как само собой разумеющиеся.

Характеристика «реалистичности» – герой способен трезво оценивать опасность, исходящую от внешнего мира, способен вступать в партнерские отношения. Он справляется с трудностями самостоятельно, прилагая для этого определенные усилия, принимает помощь других. Главная задача психолога – донести до подростка представление о том, что, кроме Я, существует еще и окружающий мир и что контакт с этим миром может принести пользу и удовольствие.

В одном маленьком городе жили мирные жители. Однажды на них налетело полчища саранчи, которое уничтожило полностью их урожай. Горожане понимали, что их ждет голод. Борьба с насекомыми не приносила никакого результата. И тогда горожане обратились в специальную фирму по уничтожению саранчи. Но фирма  находилась очень далеко и, чтобы добраться до города, ей потребовалось бы несколько дней пути. И фирма обратилась к Халку, чтобы он помог горожанам хотя бы тем, чтобы он своими огромными ногами затоптал саранчу. Жители были благодарны фирме и Халку за оказанную помощь и спасение их урожая.

Вывод:  умей позвать на помощь.

Критерии «сдерживание чувств» – «свободное выражение чувств»

Признаки «сдерживания чувств» – герой не проявляет чувств, адекватных ситуации (сдерживается враждебность), что зачастую происходит путем ухода из ситуации (уход из дома). Другой вариант – героя наказывают за проявление чувств. Признаками сдерживания являются различные физиологические нарушения героя (неумение говорить, ходить) или желание кричать, визжать и пр., которое находится под запретом.

Галя, 14 лет, терпит побои матери при попустительстве отца.

Жила-была в деревне одна семья. В этой семье были мама, папа, Галя и ее брат Вадим.  Галя и Вадим ходили в школу. Они были двойняшками. И вот как-то раз мама начала бить  Галю. Брат всегда защищал Галю. Она злилась на маму.  Гале хотелось позвонить папе, который в очередной раз уехал на вахту, но мама запрещала ей это делать. Было страшно. Галя сидела и плакала в своей комнате. А мама продолжала обзывать девочку плохими словами.После наказаний Галя мечтала о том, чтобы мама больше не била ее.

Характеристика «свободного  выражения чувств» – возможность признаться самому себе в существовании негативных чувств по отношению к значимым объектам, знание  о возможности выразить накопившиеся эмоции.

Главная задача психолога – донести до подростка представление о необходимости диалога со своими чувствами, их принятия и возможности выражения.

Жила-была одна девочка в деревне. У нее были мама, папа и брат. Как-то раз случилось так, что мама этой девочки (с ней случались нервные срывы). Она очень сильно начала кричать на эту девочку, она ее ударила. А когда девочка хотела обратиться за защитой к папе, позвонив ему по телефону, то мама не дала ей этого сделать. Она обзывала девочку плохими словами, о которых даже тяжело вспоминать. Девочке было очень обидно и больно. Она убежала в свою комнату и заплакала. Она чувствовала очень сильный страх. Ее некому было защитить. Подставлять брата она не хотела, потому что ему тоже доставалось.

От своей беспомощности, девочка почувствовала злость. Злость на то, что ее незаслуженно оскорбляют. Но потом эта злость испарилась, потому что она подумала, что это очень плохо  злиться на маму. Возможно, именно плохие мысли заставляют маму становиться чудовищем.

Такое повторялось не один раз. Злость, которую девочка сдерживала, стала постепенно накапливаться. И вот злость стала прорываться, как пар из кастрюли. В таких ситуациях девочка срывала свою злость на одноклассниках ,друзьях и близких. Люди, которые знали девочку, удивлялись, откуда в такой доброй девочке столько сарказма и ненависти. Девочка тоже пугалась вспышек агрессии, и не знала, что с этим поделать.

И вот случилась как-то история. Она шла по улице и увидела зацепившийся за куст шарик со смешной мордочкой. Это был необычный шарик, его мордочка строила необычные рожицы. Вскоре девочка поняла, что шарик не просто открывает и закрывает рот. Он хочет сказать какие-то слова… И этот шарик объяснил ему, что злость – это нормально и что, если она на кого-то злится, это не влияет на то, что мама будет срываться.. Если возникает злость на близких людей – это жизнь и такое бывает. Шарик сказал так:

- Конечно, ты не можешь говорить маме о том, что ты злишься. Она может не понять тебя. Но и не нужно заставлять себя говорить, что ты не злишься. Тогда злость выйдет сама собой.

Девочка послушалась шарика. Часть злости она могла выместить на бумаге, рисуя на бумаге монстриков. Затем комкала эту бумагу, разрывала на мелкие части, тем самым снимая напряжение. Самое главное, что девочка  разрешила этой злости быть. Когда  злость ушла сама собой, она стала замечать, что маму любит еще больше. У нее наладились отношения в школе. Она стала лучше учиться. Мы не знаем, как сложились отношения у мамы с дочкой. Но мы знаем: девочка сделала все, чтобы это случилось.

Вывод: можно разрешать себе злиться.

«Прямолинейность» –  «пластичность»

Признаки «прямолинейности» —  настрой на обязательное разрешение проблемы «здесь-и сейчас», непонимание необратимости времени.

Мальчик, 15 лет, проблемы с зависимостью.

Как-то раз Ване сказали родители,  что он должен бросить курить. Потому что вред, наносимый  табакокурением его здоровью, их  беспокоит и ранит. Мальчик критически воспринял информацию и сказал, что здоровье – это его личное дело.

Вывод: никто не вправе указывать, как жить мальчику.

В рассказанной истории красной линией идет «прямолинейность», так как автор истории воспринимает любовь родителей как «авторитаризм» и мальчик видит не проявление заботы, а «нелюбовь» или непонимание.

Жила-была семья, которая очень любила своего сына. Как-то  раз они решили посмотреть фильм о вреде табакокурения.  Потом они этот фильм начали обсуждать. Оказалось, что мальчик о вреде курения все знает. Тогда родители решили рассказать своему чаду о своих чувствах и переживаниях, когда ребенок болеет, или есть угроза  его жизни. И тогда мальчик понял, что, раз родители его ругают, то он им дорог. А если родители закрывают глаза на какие-то вредные привычки, то, скорее всего, им нет до ребенка никакого дела.

Вывод: здоровье ребенка касается не его одного, а всей его семьи. И надо учиться рассказывать о своих проблемах в подходящее время, подбирая  нужные слова.

Характеристика «пластичности» — умение принимать информацию не категорично; при столкновении с препятствиями сохранять чувство собственной значимости, при этом учитывать эмоциональное состояние  других людей. Ориентация на будущее разрешение проблемы.

Непринятие «Я» — Принятие «Я»

Признаки «непринятия «Я» —  негативная идентификация отторжения своих качеств или поведенческих характеристик; чувство вины у героя за какие-либо поступки,  или переживание отвержения со стороны родителей. Психолог должен знать, что данная позиция не всегда является центральной темой истории. За «непринятием себя» стоит более актуальная для подростка проблема — тревога, фантазия «неуязвимости» и пр.

Маша, 14 лет, воспитывается в неполной семье, замечена в употреблении ПАВ.

Одна девочка, которая училась в 9 классе, познакомилась с мужчиной 24-х лет. С ним было интересно и весело, и она стала ходить к нему домой играть на компьютере. Одноклассницы ей завидовали, а мама устраивала ей скандалы. И обещала написать заявление в полицию на ее друга. Но девочке не хотелось расставаться с другом, и стала часто лгать своей матери. Потому что у нее не было друзей, а этот единственный друг принимал ее такой, какая она есть.

Вывод:  когда тебя не понимают, становится обидно, грустно и одиноко.

Обобщение  раскрывает  печаль и негативное самоотношение: «я не такая, как все». Психолог должен своей историей донести до подростка демонстрацию поведения, которое было бы адекватным данной ситуации и с неизбежностью приводило бы к повышению «принятия «Я».

Мария познакомилась со взрослым мужчиной. Он показался ей веселым, интересным и приветливым собеседником. Они стали встречать и Мария часто бывала у него в гостях. Окружающие осуждали девочку, не понимая, что их может связывать. Девочка испытывала чувство влюбленности. Но однажды, когда у Марии начались проблемы по подготовке сдачи экзаменов, она встретила мальчика из параллельного класса с похожей проблемой. Они разговорились. Выяснилось, что у них много общих интересов и им весело проводить время вместе. И девочка поймала себя на мысли, что многие ее проблемы были неинтересными для ее мужчины-друга.

Вывод: каждый имеет право на ошибку, так же как имеет право исправить ее.

Общие закономерности применения методики.

Теперь перейдем к разговору об общих закономерностях работы с данными категориями подростков. Они достаточно просты. Если в истории ясно выражена только одна линия, работа строится только в ее рамках. Если же в рассказе  подростка переплетено несколько моделей дезадаптивного поведения, то работа ведется с более углубленно  и определяется  согласно таблице, где первый уровень — наиболее глубинный.

Использование вышеуказанных категорий необходимо строить по принципу иерархичности: сначала прорабатывается более «насущная» первичная категория и только затем педагог-психолог  обращает внимание на более сложные темы. Пока подросток не усвоил «послания» одного уровня, не следует переходить к другим сообщениям. Так, если подросток в своих историях демонстрирует стойкое ощущение небезопасности в сочетании с деструктивной враждебностью, то работа по канализированию агрессии возможна лишь тогда, когда у ребенка появится ощущение безопасности.

Уровень Вид дезадаптации
1 Опасность
2 Депрессивность
3 Инфантильность
4 Деструктивная враждебность Неуязвимость
5 Сдерживание чувств Прямолинейность Непринятие «Я»

В одной ответной истории идет проработка только одной категории, исключение можно делать только при глубинной работе, когда тематика переплетается настолько, что разделение невозможно. Однако, по нашему опыту, наибольшего эффекта достигают ответные истории, сконцентрированные на том аспекте подросткового  послания, который был наиболее заряжен и максимально доступен для осознания в настоящее время. В этой связи обратим внимание на необходимость внимательно фиксировать невербальное поведение подростка во время его рассказа.

В заключение отметим, что предназначение метода многоцелевое— от предоставления возможности подростку рассказать в символической форме о наболевшем до глубокой проработки внутренних конфликтов и коррекции последствий психологических травм, что способствует распространению «диалогического рассказывания историй» среди практических психологов, работающих с несовершеннолетними.

Архарова Н.Г., педагог-психолог

отделения реабилитации и коррекции

поведения несовершеннолетних, употребляющих ПАВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/