Определение мотивационной направленности у кандидатов в замещающие родители состоящих в кровном родстве и посторонних граждан

В современном российском обществе активно развивается форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» одним из ожидаемых результатов является увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов, применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители [1]. Также 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», регламентирующий обязательное прохождение кандидатами на роль усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей специальной психолого-педагогической и правовой подготовки.

Главная задача, которая ставится для замещающей семьи, это обеспечение успешной социализации ребенка в обществе, а также помощь его гармоничному развитию в семье. Готовность замещающей семьи стать успешной заключается не только в необходимости осмысления данного понятия как явления в социальном, культурно-историческом, экономическом пространстве современной России, но и в определении его места в системе психологических знаний о семье, обосновании подходов к выявлению психологических факторов, формирующих готовность к реализации успешной родительской позиции в воспитании приемного ребенка, а также снижении числа вторичных отказов от детей.

Мотивация принятия ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей в семью, одна из ключевых характеристик при отборе замещающих родителей и основополагающий фактор оценки эффективности функционирования замещающей семьи. От мотивации кандидата напрямую зависят: успех воспитания приемного ребенка, его дальнейшее благополучие, психологическое здоровье замещающей семьи.

Зрелая мотивация – непременное условие профилактики возвратов детей из замещающих семей. Под зрелостью мотивации понимается осознание потенциальными замещающими родителями изменений, которые произойдут в их жизни с появлением приемного ребенка, и готовность к этим изменениям, в том числе не всегда положительным (например, гораздо меньше времени взрослые смогут уделять себе, своим родственникам и друзьям и т. д.).

Мотив – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Любая деятельность человека является полимотивированной, одновременно отвечающей совокупности мотивов (двух или более) [2, с.57]. Полимотивационный комплекс иерархически организован и включает ведущие (доминирующие) и подчиненные мотивы. Всегда высоко иерархичны, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека – доминирующие мотивы. Подчиненные – выполняют роль дополнительной стимуляции и занимают более низкое иерархическое положение. Но при определенных условиях подчиненные мотивы актуализируются, трансформируются и приобретают доминирующий характер, т.е. меняется иерархия мотивов. Человек может сознательно влиять на формирование доминирующих мотивов на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей. Несмотря на изменчивость мотивационной сферы Ю.П. Платонов считает, что мотивы, побуждающие человека к деятельности, являются относительно устойчивыми. Относительная стабильность мотивационного комплекса обусловлена тем, что мотивация входит в структуру личности, а личность взрослого человека уже достаточно сложно изменить [3, 79].

По мнению А.Н. Леонтьева, мотивы начинают осознаваться только объективно, путем анализа ситуации, самой деятельности, ее динамики. Подлинный мотив можно выявить только с внешней стороны, обнажая смысл действий человека [2, 47].

Часто желание взять ребенка появляется, если семья испытывает какую-то нереализованную потребность. Иногда эти потребности обуславливаются текущей ситуацией в семье, а также – ее историей, в том числе, и многопоколенной. В.Н. Ослон в своем исследовании потенциальных замещающих семей отмечала, что чаще мысль о приеме ребенка появляется в семьях, где был опыт принятия и воспитания некровного ребенка. Исследователи межпоколенной передачи психологического опыта отмечают, что более склонны принять детей семьи, потерявшие в каких-то поколениях ребенка [4, 39].

Мотивы разнообразные и чаще всего, сочетание нескольких, например: удовлетворение собственных потребностей, жалость и желание помочь сироте; реализации собственного «Я», стремление быть не хуже других и желание позаботиться о незащищенном ребенке.

Как правило, весь мотивационный комплекс человеком не осознается, но проявляется в эмоциональной окраске поступков человека. Выделяют два вида мотивов: декларируемые мотивы (осознанные), и скрытые (не осознанные).

В большинстве случаев, осознаются цели и отвечающие им действия, а причины, побуждающие к этим действиям, остаются в тени. По мнению А.Н. Леонтьева, мотивы начинают осознаваться только объективно, путем анализа ситуации, самой деятельности, ее динамики. Подлинный мотив можно выявить только с внешней стороны, обнажая смысл действий человека [2, с.108].

Долгое время мотивацию изучали с точки зрения типологии, их разделили на две группы: группа потери и группа приобретения.

Мотивы первой группы:

-       Потеря кровного ребенка. Это может быть выкидыши, аборты или смерть ребенка. Мотивом создания приемной семьи выступает попытка заменить приемным родного, недавно умершего, ребенка. Желание «отработать» грех за сделанные в молодости аборты». Бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности. Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит.

-       Семьи, имеющие ребенка-инвалида, которые руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать.

-       Потеря близкого человека, желание разделить с приемным ребенком одиночество. Иногда ребенка усыновляют из страха одиночества. Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом, или же вообще никого рядом нет.

-       Страх женщины испортить фигуру вынашиванием ребенка и родами, поэтому она хочет усыновить ребенка, избавляя себя тем самым от этих «проблем».

-       Не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, поэтому возникает желание исправить положение с помощью приемного ребенка.

-       Мотив «обретение смысла жизни» подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами. Это может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье, а также плохо сформированные коммуникативные навыки, или одиночество, за которым иногда стоят личностные нарушения.

Мотивы второй группы:

-       Стремление получить материальные выгоды;

-       Мотив продолжения рода;

-       Желание реализовать себя в качестве родителя, подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность.

-       Желание иметь большую и дружную семью. Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей.

-       Желание самоутвердится за счет ребенка, совершить «подвиг», услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что «могу». Могут быть другие материальные выгоды, например, изменить статус семьи. Очень часто системная выгода связана со стадией «опустевшего гнезда».

-       Приход приемного ребенка связывают с изменением супружеских пары, либо пара очень отдалена друг от друга, и ребенок воспринимается как скрепка для супругов.

Часто мотивы характеризуют как конструктивные и деструктивные. Под конструктивными мотивами понимаются такие мотивы, которые будут способствовать успешной адаптации приемного ребенка в семье, которые нацелены на создание благоприятных условий для развития ребенка. К деструктивным относятся потенциально опасные мотивы принятия ребенка в замещающую семью.

Исследуя этот вопрос можно сказать, что с системной точки зрения любую мотивацию можно разобрать так, что она будет либо «конструктивной» либо «деструктивной». Не один тип мотивации не отражает дисфункции замещающей семьи.

Функциональными семьи бывают со всеми типами мотиваций. Мотивация формирует ожидание от приема ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, ожидание влияет на построение отношений в нутрии семейной системы, но вид мотивации не может говорить о функциональности семьи.

Таким образом, решение о принятии в семью ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, обусловлено как личностными побуждениями, так и социальными факторами.

При принятии решения о приеме ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, потенциальные замещающие родители иногда руководствуются мотивами, свидетельствующими о наличии личностных проблем, которые могут выражаться в альтруистических и в эгоцентричных побуждениях. Особенность данной группы мотивов – стремление человека к личностной самореализации, повышению самооценки. Альтруистические побуждения находят свое воплощение в желании вырвать ребенка из государственной системы воспитания, в стремлении помочь хотя бы одному ребенку. А эгоцентричные побуждения потенциальных замещающих родителей характеризуются намерением улучшить самочувствие, внутренний социально-психологический климат в семье. К таким мотивам относится заполнение пустоты после потери собственного ребенка, или после того, как выросли собственные дети; желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; желание исправить собственный неудачный родительский опыт.

В работе И.А. Фурманова, В.А. Маглыш, Л.И. Смагиной и А.А. Аладьина подчеркивается необходимость содержательной оценки мотивации усыновления. Авторы обосновывают, что наиболее адекватной целям усыновления мотивацией является та, которая исходит из желания «любить, заботиться о ребенке, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни» [7, с.7].

О.М.Филькина, Т.Г. Шанина, О.Ю. Кочерова и др. в своем исследовании представили социальную характеристику потенциальных приемных родителей, а также установили, что планируя взять ребенка на воспитание в семью, потенциальные приемные родители часто преследуют решение своих психологических проблем, в частности проблемы одиночества [8, с. 54].

Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина в своих исследованиях также рассматривают мотивацию принятия потенциальными приемными родителями ребенка-сироты в семью. На основе разработанного теста-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка» ими выделены мотивационные комплексы, свойственные кандидатам в приемные родители, дана их характеристика и определены пути психолого-педагогической работы с рассматриваемой категорией семей [5, 135].

Для проведения диагностического исследования мотивации принятия ребенка-сироты в замещающую семью кровных родственников и посторонних граждан был использован тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка» (В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина), направленный на изучение особенностей мотивационной сферы кандидатов в приемные родители.

В исследовании приняло участие 60 человек, 30 человек – кровные родственники (братья, сестры, дедушки, бабушки, дяди, тети), и 30 человек граждане, не состоящие в кровном родстве – посторонние граждане.

В результате анализа и интерпретации полученных данных были выделены: гармоничный, альтруистический, и эгоцентричный мотивационные комплексы.

 

Наличие мотивационного комплекса у кандидатов в приемные родители

№ п/п

Мотивационный комплекс

Количество кровных

гр-н.

%

Количество посторонних гр-н.

%

Общее количество

%

1

Гармоничный

10

33,33%

10

33,33%

20/33,33%

2

Альтруистический

14

46,67%

20

66,67%

34/56,67%

3

Эгоцентричный

6

20%

-

0%

6/10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гармоничный мотивационный комплекс характеризуется согласованием различных мотивов с позиции осознанности принятия решения о приеме ребенка-сироты в семью, что гармонирует с реальными возможностями, желаниями и осознаваемыми личностными особенностями принимающих. Данный мотивационный комплекс основывается на наличии более 8 мотивов, который выявлен у 33,33% кандидат в замещающие родители состоящих в кровном родстве (родственники) и 33,33% кандидат в замещающие родители не состоящих в кровном родстве (посторонние граждане).

Для приемных родителей с гармоничным мотивационным комплексом характерно позитивное отношение к детям вообще; глубокий, разносторонний интерес к приемному ребенку; стремление понять ребенка, поставить себя на его место при принятии ответственного решения; осмыслить причины успехов и неудач; стремление к разумным требованиям; готовность к сотрудничеству со специалистами, принятию их помощи; ярко выраженная, педагогически целесообразная забота об охране физического и психического здоровья приемного ребенка. У этих приемных родителей преобладает высокий уровень педагогической культуры, который проявляется в достаточно большом объеме знаний о возрастных особенностях приемных детей, их психологических трудностях; путях предупреждения и преодоления имеющихся или потенциальных отклонений в развитии, поведении; стремление к самообразованию, обмену опытом.

Кандидаты с гармоничным мотивационным комплексом осознанно подходят к своему решению, взвешивая все свои реальные возможности, а также представляя себе трудности, с которыми они могут столкнуться при воспитании ребенка-сироты.

Альтруистический мотивационный комплекс выявлен у 46,67% кандидатов в замещающие родители состоящих в кровном родстве и у 66,67% кандидатов в замещающие родители не состоящих в кровном родстве. Комплекс представлен максимально выраженным преобладанием следующих мотивов: желанием забрать ребенка из государственной системы воспитания, стремления помочь хотя бы одному ребенку.

В случаях преобладания альтруистического комплекса кандидаты в приемные родители на фоне положительного отношения к детям недостаточно осознают возможные социальные, психологические, бытовые проблемы, связанные с принятием ребенка-сироты в семью. В результате часто успехи и неудачи ребенка оцениваются субъективно, нередко желаемое выдается за действительное. Часто наблюдается некритическое удовлетворение любых желаний ребенка. Ребенок в этих случаях становится центром внимания, «кумиром семьи». Как следствие, родители не предъявляют ребенку необходимых педагогических требований, что затрудняет процесс усвоения им социальных норм и правил при адаптации в новых условиях жизнедеятельности.

На комплекс данных проблем должно быть направлено внимание психолога, работающего с кандидатами в приемные родители.

Эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс характеризуется центрированием на решении своих внутренних личностных проблем. Этот комплекс обнаруживает максимально выраженное преобладание следующих мотивов: заполнить пустоту после потери собственного ребенка; заполнить пустоту после того, как собственные дети выросли; желание воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; стремление исправить собственный неудачный родительский опыт. Такой мотивационный комплекс выявлен у 20% кандидатов в замещающие родители состоящих в кровном родстве с ребенком сиротой.

Кандидатов в приемные родители, у которых преобладает данный мотивационный комплекс, отличает выраженное стремление с помощью приемных детей решить свои личностные психологические или семейные проблемы, что отражается на взаимоотношениях с приемными детьми.

У замещающих родителей с эгоцентричным мотивационным комплексом на фоне положительной мотивации принятия детей все же были зафиксированы внутренние убеждения о неизбежности барьеров между приемным ребенком и семьей из-за неблагоприятной наследственности; ориентация, прежде всего, на создание благоприятных условий, материального достатка для приемного ребенка. Такие родители демонстрируют скептическое отношение к научно-обоснованным рекомендациям, советам специалистов, опыту других приемных семей; явное стремление все сделать по-своему без достаточно продуманной системы педагогических действий.

Особо следует остановиться на характеристике группы родителей с выраженным мотивом заполнения пустоты в случаях потери собственного ребенка. При внешнем положительном отношении к ребенку фиксируется постоянное сравнение с кровным ребенком, как правило, не в пользу приемного, что ведет к возникновению специфических психологических барьеров между приемным ребенком и семьей. Такие семьи отгораживаются от помощи специалистов, допуская грубые просчеты в воспитании ребенка.

Таким образом, направленность мотивации принятия ребенка в замещающую семью во многом определяет успешность ее функционирования в будущем. У кандидатов в замещающие родители можно выделить несколько преобладающих мотивационных комплексов: гармоничный, альтруистический, и эгоцентричный. Интересен тот факт, что мотивационный комплекс кровных родственников желающих взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, отличается от мотивационного комплекса будущих потенциальных родителей, не состоящих в кровном родстве. Наиболее конструктивным для построения эффективных отношений между приемными родителями и ребенком является гармоничный мотивационный комплекс, который преобладает лишь у 33,33% кандидатов в приемные родители. Большая часть кандидатов в приемные родители 66,67% нуждается в систематической и целенаправленной подготовке к выполнению функций приемных родителей, коррекции жизненных установок, представлений, что и определяет необходимость разработки системы социально-психологической поддержки и сопровождения приемных семей.

 

 

Попова Н.А, заведующая отделением методического сопровождения по подготовке приемных родителей и сопровождению замещающей семьи ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края,

руководитель службы подготовки и сопровождения приемных родителей Забайкальского края

 

Библиографический список

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы — Режим доступа: http://www.soprotivlenie.org/?id=56&cid=366 (дата обращения: 28.09.2013).
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  3. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения / Уч. пос. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
  4. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. — № 4.— С. 39.
  5. Палеева Н.А., Савченко В.В., Соломахина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью//Общество. Среда. Развитие. №1. 2011. С. 132-137.
  6. Марков А.Деньги мотивируют человеческие поступки на бессознательном уровне // http://elementy.ru/news/430516
  7. Фурманов И. А., Маглыш В. А., Смагина Л. И., Аладьин А. А. Если вы решили усыновить ребенка. Минск,2004г. 168 с.
  8. Филькина О.М., Шанина Т.Г., Кочерова О.Ю. и др. Мотивы создания замещающих семей у потенциальных приемных родителей//Системная интеграция в здравоохранении. 2009. Вып.4 (6). С. 54–65.
  9. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 95-115.
  10. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Использование полуструктурированного интервью при отборе замещающих родителей // Психологическая диагностика. 2009. № 4. С. 95-115.
  11. Печникова Л.С. Личностные особенности подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в приемных семьях. // Мат-лы 1 междунар. конф. по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник / ред. А.Ш. Тхостов. М. МГУ, 2001.
  12.  Боенкина Е.А. Определение мотивационной направленности у кандидатов в замещающие родители как профилактика вторичного сиротства // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6172

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/