Тёмная сенсорная комната

Тёмная сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой всё журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает.

Лёжа в сухом бассейне или на мягких пуфиках в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок — да и взрослый — сам становится героем сказки.

В сенсорной комнате, как правило, проводятся занятия под руководством специалистов (педагогов, психологов, врачей и др.), но, кроме этого, интерактивная среда может с успехом использоваться и для саморелаксации.

Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

Назначение сенсорной комнаты.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств. Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются:

•          различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;

•          задержки психомоторного и речевого развития;

•          резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания,

•          энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

•          аутизм (легкие формы);

•          адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

•          школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);

•          явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)

•          нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)

•          психосоматические заболевания

•          различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния

Противопоказания:

•          инфекционные заболевания.

•          эпилептический синдром или готовность к эпилепсии,

•          умеренная и тяжелая умственная отсталость

•          психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов,

•          синдром гиперактивности.

При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Возрастные категории.

Занятия в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом

Ранний возраст (1 – 3 года). Развивающие занятия для детей данного возрастного периода направлены:

•          корректировку зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций

•          коррекцию слуховых ориентировочных реакций

•          развитие тактильных ощущений

•          развитие эмоциональной сферы

•          развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений

•          развитие наблюдательности и внимания

•          развитие речи, обогащение пассивного и активного словаря

Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека.

Дошкольный возраст (3-6 лет).

•          развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).

•          развитие эмоциональной сферы.

•          развитие познавательного интереса, мотивации к обучению.

•          развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания).

•          повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям.

•          психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия

Подростковый возраст (12-14 лет).

•          повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям

•          резкие и немотивированные колебания настроения

•          чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость

•          снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

•          развитие коммуникативных навыков

Рекомендации по проведению занятий с взрослыми.

Снять стресс, забыть все жизненные неприятности, гармонизировать внутреннее состояние, успокоиться, расслабиться могут и взрослые.

Занятия со взрослыми условно делятся на 3 блока:

1. успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Взрослый находится либо в сухом бассейне, либо удобно располагается на мягком пуфе. Свето-цветовой фон выключен (кроме бассейна).

Затем ему предлагаются зрительные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.

2. релаксационный, целью которого является обучение релаксирующим упражнениям на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. Упражнения выполняются под функциональную музыку.

3. восстанавливающий — после достижения релаксации под определенную музыку взрослые выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, на развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и т.д. Здесь используются элементы психогимнастики.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности.

Форма проведения занятий.

Занятия проводятся в подгруппах (4-6 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/