Коррекционно-логопедическая работа с семьей как метод по преодолению речевых нарушений у детей

В последние годы количество детей с нарушениями речи неуклонно растёт. Дети часто начинают поздно говорить. Далеко не секрет, что речевые нормы овладения речью изменились. Если раньше неврологи ждали появления первых 10-12 слов к году, то теперь речь с 2-х, а то и с трёх лет становится закономерностью.

Востребованность таких специалистов, как логопедов, в наше время становится особо актуальной. Современному логопеду на сегодняшний день необходимо быть профессионалом, владеть разнообразными технологиями, чтобы осуществлять эффективную коррекционную работу.

В поиске квалифицированных специалистов родители порой забывают о самом важном моменте – о своей функции в сложном процессе становления речи ребенка. Поэтому неизменным залогом успешной работы специалиста является грамотно выстроенная работа логопеда совместно с родителями.

Если ребенок занимается с логопедом, необходимо помнить, что плохую речь нельзя исправить за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. Часто мы слышим от родителей, что работа с различными специалистами не приносит видимого результата. Это может происходить только в том случае, если в коррекционном процессе не участвует сам родитель.

У многих родителей возникает вопрос, как долго будет проходить коррекционная работа с детьми? Здесь следует отметить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от следующих факторов:

-        степени сложности дефекта;

-        возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-       регулярности проведения занятий.

После каждого занятия логопед фиксирует в тетрадь домашние задания, которые рекомендует выполнять ежедневно. Процесс это далеко не простой, ведь необходимо выбрать время, чтобы выполнить устные задания по рекомендации логопеда. Чаще это задания по автоматизации звуков: пересказ, проговаривание слогов, слов и предложений. Каким бы самостоятельным ни был ребёнок, он не сможет хорошо справиться сам, без помощи взрослого. Поэтому очень важно выполнять совместно с детьми все рекомендации для закрепления знаний и умений по развитию речи, а также для  формирования правильного звукопроизношения. Таким образом, лучше и быстрее включается речевой самоконтроль, и результат не заставит себя ждать.

Стоит отметить, что у ребенка не всегда может все получаться сразу; в дальнейшем такие неудачи могут вызвать отказ от занятий. В этом случае родители не должны фиксировать внимание на том, что не всё получается. Необходимо подбадривать ребенка, возвращая к более простому, уже отработанному материалу. Необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Занятия, организованные в виде игры, помогут легче вовлечь ребёнка в процесс коррекции.

Иногда родители высказываются, что во времена их детства с ними никто так «не возился», однако все выросли «нормальными людьми». В настоящее время всё далеко не так: объем требований к детям, поступающим в школу, вырос:

-        у ребенка должна быть сформирована правильная речь;

-        он должен уметь читать (хотя бы по слогам);

-        писать слоги и короткие слова под диктовку;

-        владеть некоторыми учебными навыками.

Поэтому коррекционно-логопедическую работу нужно начинать как можно раньше. Исправление звуков специалистом проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться дома. Если звук еще не произносится, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, необходимо закреплять его: называть картинки, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), составлять с данными словами предложения, выучить с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следить за поставленными звуками в повседневной речи.

Чтобы занятия с ребенком были успешными, родителям необходимо:

1. Определить четкое время занятий. Занятия по закреплению речевого материала необходимо выполнять в определенное время ежедневно, а не от случая к случаю. Очень важна самоорганизация родителей. Известно, что на исправление упущенного в коррекции речи детей уходит во много раз больше времени и сил.

2. Отводить на занятия 10 – 15 минут ежедневно.

3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполняется в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо посидеть перед зеркалом, за столом в установленное время.

4. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями.

5. Иметь терпение, выдержку, желание помочь ребенку добиться успехов.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед большим, желательно настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Родителям нужно помнить, что 70% эффективности – участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Если в речь не вводится звук в повседневном общении, он так же легко «уйдёт» после окончания работы со специалистом. Необходимо выполнять все рекомендации при выполнении домашнего задания и введении звука в речь. Ожидаемый результат в решении речевых проблем достигается только в результате грамотно выстроенной систематической, длительной совместной работы логопеда с ребенком и его семьёй.

 

Логопед высшей категории ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края  Чернигова Л.П.

 

Список литературы:

  1. Волкова Н.А. Логопедия: Учебно – методическое пособие – М.: Просвещение, 1997.- 334 с.
  2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 5005.- 208 с. (Программа развития).
  4. Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.- М.: Просвещение, 1989. – 239с.: Чиркина  А.Е.  Артикуляционная гимнастика: Учебно-методическое пособие по развитию речи 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 1992. – 23 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/