Как совладать со страхами ребёнка.

Каждый осознанный родитель желает своему ребёнку только лучшего и стремится вырастить здорового, умного, самостоятельного и успешного человека. Но не всегда наши ожидания совпадают с действительностью. Огромный, многообразный мир окружает ребёнка, и в нём столько непонятного и необъяснимого, рождающего страх.  Маленьким детям, испытывающим страх, гораздо сложнее справляться с отрицательными чувствами и эмоциями. В современном мире малыш подвергается влиянию различных негативных факторов, которые впоследствии могут привести к задержке психического и эмоционального развития личности. Многие учёные отмечают, что происходит рост количества детей с различными страхами и фобиями, которые приводят к повышенной возбудимости, мнительности, плаксивости и тревожности. Последствия страхов разнообразны: постоянные капризы, появление признаков агрессии, затруднение в общении с окружающими, развитие различных комплексов, детские неврозы.

Так что такое страх, как он появляется и проявляется, что делать родителям и как преодолеть страхи у ребёнка?

Страх – это внутреннее эмоционально окрашенное состояние, представляющее реальную или мнимую угрозу жизни человека. Тревога, беспокойство, изменение настроения, плаксивость, потливость, слабость, панические атаки, учащение пульса и пересыхание во рту – это признаки проявления страха у ребёнка.  В небольших количествах страх может быть полезен, так как боязнь неизвестности защищает человека от опасности, включая механизм бессознательной самозащиты и самосохранения.

Ребёнок в начале своего психоэмоционального развития и взаимодействия с социумом всегда боится чего-то нового и неизведанного. Детские тревоги, перенесённые во взрослую жизнь – главная эмоция и она проявляется ещё в утробе матери, когда малыш реагирует на волнения и переживания матери. Поведение родителей и их отношение к малышу подкрепляет зарождение и развитие страхов, так как безмерное желание родителей оградить дитя от опасности становится слишком навязчивым и любое его самостоятельное действие ребенка блокируется.

Анализ литературы по теме выявления природы детских страхов, их возрастной специфики и причинам возникновения позволил выделить несколько  классификаций страхов. Рассмотрим некоторые из них.

Природные или биологические страхи, связанные с угрозой для жизни ребёнка.

Социальные страхи, основанные на оценке ребёнка окружающими, определение своего «Я» и места в обществе.

Внутренние страхи, созданные в сознании ребёнка.

Знаменитый психолог А.И. Захаров считает, что процесс приобретения страхов непосредственно связан с действием трёх основных факторов:

1) Врождённые источники (человек рождается с присущим ему характером и темпераментом, типом нервной системы и стилем реагирования).

2) Опыт (столкновение с негативными раздражителями могут привести к развитию боязни, которые вызывают страх и связывают с пережитыми ранее событиями).

3) Мышление и воображение (причина страха – богатое воображение, неправильные представления и ошибочные рассуждения ребёнка).

Отсюда следует, что воображение может способствовать преодолению страхов, надо только правильно его направить. Дети, благодаря своему воображению, видят монстров, прячущихся в темноте, но они так же могут прибегнуть к воображению, чтобы победить свой страх и боязнь, связанную с негативными эмоциями при столкновении с определёнными событиями. Появление у ребёнка страха говорит о том, что он сам стремится бороться с негативными впечатлениями и пытается самостоятельно их преодолеть.

Попробуем разделить страхи на группы и разобраться в том, как можно их распознать и скорректировать самостоятельно.

1. Страхи, внушённые или навязанные родителями. Малыши чутко распознают эмоциональное состояние родителей,  «считывают» их подавленное настроение, волнение, неуверенность в себе и начинают бояться сами. Так появляются «страшные» монстры и чудовища, именно через них выходят скопившиеся негативные эмоции.

2. Боязнь чего-то конкретного  (темноты, чужих людей, «страшилищ» из мультфильма или плохих отметок в школе). С такими страхами разобраться легче всего, необходимо ласково и спокойно объяснить необоснованность таких страхов. Показать на примере, как устроен «страшный» механизм, как он работает и как можно с ним справиться.

3. Неосознанная тревога, несвязанная с чем-либо. Необходимо спокойно поговорить с ребёнком, вспомнить период, когда он начал чего-то бояться и определить события, предшествовавшие появлению страха.

4. Страх смерти  также часто тревожит детей. Молчать, отмахиваться или стараться совсем уйти от этой темы нежелательно. Объясните, что у всего живого (растения, животные) есть свой цикл: зарождения, взросления и умирания. Расскажите, что до смерти ребенку ещё очень далеко, что для начала ему предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много нового, увлекательного и интересного.

Иногда у детей возникает стремление манипулировать родителями с помощью своих страхов. Ребёнку хочется любым способом обратить на себя внимание. Если это так, то надо дать понять, что вы его раскусили, и объяснить, что у вас есть время и для других дел. Следует проявить твёрдость в ответ на его манипуляции.

Есть масса способов и техник, с помощью которых можно  избавиться от страха, например, через игру. И главное здесь – внимание, уважение интересов ребёнка, соблюдение принципа «помогая – не навреди». Выбирайте игры, упражнения и методики, подходящие именно вашему  ребёнку, пробуйте всё, что поможет ему избавиться от страхов. Даже самый сильный страх боится звонкого детского смеха. Помогите ребёнку громко  посмеяться над своим страхом. Сделать это можно так:

1) нарисовать на листе бумаги то, чего он боится больше всего. Если малыш не хочет рисовать, то не надо настаивать. Если же ребёнок нарисовал свой страх, то пора действовать. Позвольте ему разделаться с тем, что его пугает, при этом проявите фантазию. Пусть малыш подрисует страху смешные ушки, рожки, копытца. Предложите ему порвать рисунок на мелкие части.

2) Слепить страх из пластилина и превратить в лепёшку или колобок. Важно дать ему понять, что он сам одолел страх, и это было совсем не сложно.

3) Сочинить сказку, которая «лечит» детский страх. Расскажите ребёнку сказку, в которой главный герой – трусишка (мышонок, зайчонок) боится всего на свете. Пусть персонаж будет смешным, и попадает в нелепые истории. Бояться герой должен самых обычных вещей (скрип двери, дуновение ветерка, шелест листьев). Главное, чтобы малыш неосознанно начал чувствовать себя героем сказки. Каждый день продолжайте рассказывать сказку, постепенно меняя сюжет, оставляя героя прежним. Наконец, сведите «трусишку» с противником, с  тем, кого он больше всего боится (с реальным страхом), при этом победа должна быть неизбежной! Сочините сказку так, чтобы ребёнок воспринял её эмоционально, чтоб фантастическая история захватывала и вдохновляла. Герой сказки должен одолеть антигероя и свой собственный страх.

Если ваш малыш испытывает страх, будьте внимательны к нему, поддержите его, постарайтесь быть рядом и вместе «бороться» с его страхом. Тесный эмоциональный контакт с родителями помогает стать ребёнку более коммуникабельным, любознательным, самостоятельным и  усидчивым. Дети, обладающие этими качествами, стремятся овладеть новыми знаниями и умениями, легче общаются со сверстниками и взрослыми. Если в семье применять жестокое обращение, безразличное отношение, то это окажет пагубное и разрушительное воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Подходите к нему, когда он расстроен и плачет, попытайтесь понять и устранить причину слёз, разговаривайте с ним, проявляйте заинтересованность,  играйте в игры, шутите, смейтесь, веселитесь. Ваш малыш должен знать и чувствовать, что вы всегда рядом и он находится в безопасности. Это придаст малышу смелости, сделает его спокойным и жизнерадостным. Обнимайте, целуйте детей чаще, прикасайтесь к ним с лаской  и нежностью. Телесный контакт отличный помощник в борьбе со страхами.

Беспокойство и страх в детстве не являются постоянной чертой характера и поддаются коррекции, проходят без каких-либо последствий. Необходимость работы с детскими страхами обусловлена тем, что страх может оказывать пагубное воздействие на развитие и становление личности ребёнка. При правильном подходе родители самостоятельно могут справиться со страхами своих детей. А если не получается, тогда необходимо обратиться  за помощью к психологу для преодоления фобий. Компетентный и грамотный специалист поможет вашему малышу обрести уверенность в собственных силах и побороть детские страхи.

 

Селезнёва Ж.С.,

педагог-психолог ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края.

Список литературы:        

  1. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг 2-е изд. М.: Психотерапия, 2009. 288с.
  2. Голутвина В.В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться – М.: Гелеос. 2008 – 256 с.
  3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 2000, 112с.
  4. Колпакова А.С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста// Молодой учёный. 2014. №3. С.87-92.
  5. Самойленко И.В. Как победить детские страхи? Тренинг для родителей и педагогов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2012. -252, [3]c.- (Мир вашего ребёнка).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/