Использование настольных игр в психологическом сопровождении подростков

Игра является неотъемлемой частью жизни человека. Когда человек играет, он развивается, учится, познает себя, свои возможности и окружающее пространство. Существует много классификаций игр по различным основаниям, по одной из них в отдельную группу выделяют настольные игры.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. Многие источники свидетельствуют, что в Древнем Египте существовала настольная игра, иллюстрировавшая путь человека по загробному миру. Настольные игры широко использовались и применялись в жизни людей. Исследователи отмечают, что создаваемые игры были не только способом развлечения, но и инструментом обучения молодого поколения, развивающим и корректирующим методом [5].

Глобальная компьютеризация практически всех сфер жизнедеятельности человека привела к тому, что когда-то очень популярные настольные игры в некоторой степени утратили свои позиции, но в настоящее время они возвращают свою былую популярность, которая продолжает расти.

Настольные игры – это не только веселый досуг, они способствуют развитию интеллекта и когнитивных способностей ребенка, с их помощью можно решить важные проблемы детей и подростков, поэтому в настоящее время они становятся все более популярным инструментом в работе психолога.

Настольная игра – игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Это делает её выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий. Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок и т.п., что тоже достаточно экономично.[3]

Используя в своей работе возможности настольных игр, психолог создаёт обстановку, которая способствует снятию напряжения и созданию доверительных отношений между участниками в короткое время. Высокая активность, эмоциональная окрашенность, условность игры способствуют высокой степени открытости участников, обеспечивают чувство безопасности, а это означает, что ребенок отбрасывает в игре сознательную защиту, у него снижается тревожность, настороженность, он становится самим собой.

Особенно актуально использование данного вида игр в психологическом сопровождении подростков. Подростковый возраст считается одним из самых переломных и сложных в жизни человека. Во всех областях жизнедеятельности подростка происходят серьезные изменения, именно поэтому этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости. В этот период формируются устойчивые модели поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Подростковый возраст является наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений. Общение со сверстниками, как ведущий вид деятельности данного возраста, имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит изменение восприятия окружающего мира, освоение норм и ценностей, формируются нравственные качества личности. Кризисные явления в современном обществе оказывают влияние на подростковую среду, способствуют развитию конфликтной социальной позиции подростков, обусловливают проявление деструктивных форм поведения и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. У подростков отмечаются трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость, социальная изолированность, низкий социометрический статус, повышенный уровень агрессивности.

Большинство подростков с трудом идут на контакт с взрослым человеком и особенно психологом, что обусловлено характерными для данного возраста чертами: реакцией эмансипации, особым стилем взаимодействия, стремлением подростков к самоутверждению в референтной группе сверстников, повышенной возбудимостью, импульсивностью и негативизмом. Поэтому при осуществлении психологического сопровождения несовершеннолетних возникает необходимость подбора такой формы работы, которая была бы безопасна для них (т.е. знакома им по предыдущему опыту), увлекательна (содержала элементы соревновательности) и не назидательна (не включала прямые воспитательные наставления).

Всем этим требованиям отвечают настольные игры, являющиеся для психологов, прежде всего, интересным и эффективным инструментом для работы, который может быть успешно применен как в индивидуальной, так и в групповой работе с подростками.

Любая настольная игра положительно влияет на психологическую сторону развития ребенка, особенно в подростковом возрасте, ведь одним из главных критериев игры, по Эльконину, считается определенная свобода действий, а это один из важных моментов приближения к взрослению.[4]

Настольные игры в работе психолога с несовершеннолетними выполняют следующие функции:

-       диагностическая функция заключается в раскрытии переживаний подростка, особенностей его характера и межличностных отношений. В игровом процессе выявляются некоторые скрытые стереотипы, модели поведения, неконструктивные установки, конфликты и привычные способы их разрешения;

-       коррекционно-развивающая функция состоит в предоставлении подростку возможности для самовыражения, осознания и отреагирования психоэмоционального напряжения, страхов. Игра способствует коррекции негативных черт характера, перестройке отношений, расширению жизненного кругозора, формированию навыков адаптивного взаимодействия, развитию многих психических функций, учит подростков организовывать и планировать собственную деятельность, соблюдать определенные правила. [2]

В государственном учреждении «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края в процессе психологического сопровождения несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), используются следующие психологические настольные игры:

  1. 1.                 «Мафия» – это ролевая игра, одна из самых популярных и любимых подростками. Психологический аспект заключается в том, что для успешного взаимодействия с другими подросток должен стараться применять и развивать свои навыки убеждения, лидерские качества, актёрские способности, дедукцию. «Мафия» развивает интуицию, аналитическое мышление, сообразительность, память, навыки социального влияния, командное взаимодействие и многие другие, важные для подростка качества. Для психолога данная игра служит бесценным материалом для наблюдения. С ее помощью можно увидеть, насколько подростки способны высказывать собственную точку зрения, аргументировать свой выбор, умеют следовать игровым правилам, слушать и слышать партнеров, соблюдать игровую роль.
  2. 2.                 «Ассоциации». Игра является средством для развития ассоциативного и аналитического мышления, воображения, интуиции, фантазии, сообразительности и других качеств. В игровом пространстве подростки учатся распознавать чувства других людей, понимать их без слов и объяснять, не используя при этом вербальные средства, таким образом, формируются навыки эффективного невербального общения. Игра активизирует творческие способности, способствует развитию коммуникативных способностей и повышению эффективности общения.
  3. 3.                 «Социальные игры Г.Хорна» – это настольные игры, направленные на развитие социального интеллекта. Игровое пространство и правила созданы так, чтобы позволить участнику получить интересный опыт для размышлений и выводов о себе и других людях. На основе этих размышлений участники могут экспериментировать и менять свой привычный стиль поведения. Игры разработаны детским и подростковым психотерапевтом из Германии Гюнтером Хорном (в России адаптированы Трофимовой Е.В.).
  • «Лепешка». Основная цель — развитие у подростков умения слушать других, договариваться, уступать друг другу, отстаивать свое мнение. В игровом процессе отрабатывается также опыт обвинений, извинений и умения просить о помощи. Настольная игра помогает справиться с излишней агрессией, подростки учатся управлять негативными эмоциями, проявлять их социально приемлемым способом, делать правильный выбор – в каких ситуациях необходимо уступить, а где – дать отпор. Создавая своего персонажа, подросток тем самым обозначает себя в игре и показывает, как он к себе относится, что служит для психолога информативным диагностическим показателем. Кроме формирования социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.
  • «Псикреты» — инструмент психолога в консультировании подростков, при ведении групповых занятий с несовершеннолетними, индивидуальных диагностических и коррекционных занятий. С помощью данной игры подростки могут поделиться друг с другом секретами, ведь игра так и называется псикреты, что значит, психологические секреты. Игра направлена на развитие социальной и эмоциональной компетенции подростков, дает им возможность задуматься об особенностях, как своего характера, так и сверстников, учит оценивать собственное поведение и сравнивать его с нормами, существующими в семье и в обществе. Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые несовершеннолетними границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными, что позволяет избежать излишнего напряжения и сопротивления со стороны подростков.
  • «Семейные псикреты» — это настольная игра про психологические секреты в семье, она развивает умение объяснять мотивы, причины и содержание собственных поступков. Кроме того, в процессе игры участники начинают внимательнее относиться к своим чувствам и эмоциям. В силу возраста подростку сложно видеть причины и последствия поступков других людей, играя, они учатся осмысливать собственное поведение, поведение сверстников и сравнивать их с общепринятыми нормами, игра позволяет подростку узнать и оценить, какие действия приветствуются или не принимаются в других семьях. Кроме того, данная игра может применяться психологами для проработки трудностей в детско-родительских взаимоотношениях, она позволяет увидеть специфику проблем конкретной семьи и построить коррекционную работу, способствует установлению взаимопонимания, формированию гармоничных и теплых отношений в семье подростка, помогает родителям и детям сформировать новые модели взаимоотношений и расширить репертуар ролей.
  • «Хаос» — это несложная игра, в ходе которой между участниками возникают значимые социальные взаимодействия: подростки отстаивают свою позицию, стараются схитрить, сомневаются, при этом они вынуждены учитывать реакции других игроков. Эта игра развивает наблюдательность, быстроту реакции; учит отстаивать свои границы, предугадывать намерения других участников, мыслить, выходя за принятые в обычной жизни рамки; позволяет подростку исследовать собственные поведенческие стратегии в ситуации неопределенности, стресса.
  • «Тюрьма». Развивает у подростков умение общаться, работать в команде, договариваться и отстаивать свои интересы, а также позволяет в игровой форме отреагировать агрессию. «Тюрьма» — это стратегическая игра, она позволяет применить множество разных способов взаимодействия со сверстниками. Выделяются следующие стратегии поведения подростков в игровом пространстве: агрессивно – захватническая, миролюбивая, избегающая, дипломатическая, отвлечения внимания.

С целью выявления преобладающей стратегии, модели поведения у несовершеннолетних был осуществлен анализ, который показал, что:

-       60% несовершеннолетних придерживаются агрессивно – захватнической стратегии, т.е. они начинают преследовать чужие фигурки, чтобы поймать и запереть их в собственных тюрьмах, при этом они забывают про своих союзников, которые находятся в плену и не стремятся их освободить;

-       20% подростков предпочитают миролюбивую стратегию, стараются, прежде всего, освободить своих солдат, плененных другими игроками;

-       15% несовершеннолетних стремятся убежать от противников и спрятаться в собственном замке, используя избегающую стратегию;

-       всего 5% подростков придерживаются дипломатической стратегии, стремятся найти компромиссное решение, договориться о сотрудничестве с другой командой.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у несовершеннолетних не сформированы конструктивные поведенческие модели, они предпочитают стратегии соперничества и не всегда готовы к компромиссным решениям.

В конце игры подросткам предлагается проанализировать свою собственную, а также стратегии поведения других участников. В процессе обсуждения у несовершеннолетних формируется осознание того, что самыми оптимальными стратегиями поведения являются миролюбивая и дипломатическая, и что быстрее прийти к победе помогает сотрудничество с соперниками и умение идти на компромисс.

Психолог также обращает внимание на то, как взаимодействовали игроки одной команды, договаривались ли они о совместных действиях. Помимо развития стратегических способностей игра создает возможности для развития логического и пространственного мышления, навыков счета.

  1. 4.                 «Башня». Игра развивает умения следовать правилам и контролировать свои эмоции, а также способствует формированию важных для подростка качеств таких как:

-         саморегуляция,

-         внимание,

-         терпение,

-         сосредоточенность,

-         мелкая моторика,

-         навык пространственного восприятия,

-         архитектурное мышление.

  1. 5.                 В отделении реабилитации и коррекции поведения несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, была разработана игра «Скажи иначе», которая является адаптированным вариантом всемирно известной игры под названием ALIAS. Это коллективная ассоциативная игра, в которой нужно объяснять слова, которые включают в себя следующие понятия:
  2. Чувства и эмоции;
  3. Особенности характера, личности;
  4. Психологические понятия, изучаемые на групповых занятиях и тренингах;
  5. Понятия по теме «Психоактивные вещества», «Здоровый образ жизни»;
  6. Предметные, школьные понятия;
  7. Известные люди, персонажи (писатели, политики, герои мультфильмов, фильмов).

Психологический смысл игры заключается в том, что она направлена на:

-       сплочение коллектива подростков,

-       развитие и отработку навыков и умений конструктивного взаимодействия в команде,

-       формирование умения координировать действия, отработку навыков работы над общей целью;

-       активизацию когнитивных способностей несовершеннолетних (памяти, воображения, внимания, логического мышления);

-       развитие сообразительности, фантазии;

-       развитие навыка объяснения своих мыслей, представлений не только словесными (вербальными), но и невербальными способами — можно использовать мимику, жесты.

-       развитие умения слушать;

-       расширение словарного запаса;

-       развитие речевой креативности.

Опыт проведения психологических занятий с подростками с применением настольных игр показал, что несовершеннолетние с интересом включаются в предлагаемые игры, с увлечением выполняют задания и играют предложенные роли, решают ситуации и отвечают на вопросы.

Анализируя данные проведенных занятий, можно отметить положительную динамику у несовершеннолетних: они стали более общительными, активными, открытыми, у них повысился интерес к психологическим занятиям, снизился уровень тревожности, агрессивности. Подростки научились следовать правилам, приобрели навыки бесконфликтного, продуктивного общения, научились оказывать помощь друг другу в процессе взаимодействия, брать на себя ответственность за построение межличностных отношений, анализировать собственное поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами, выражать негативные эмоции в социально приемлемой форме, приобрели опыт построения отношений, основанных на сотрудничестве.

Полученный в игре положительный опыт подростки в дальнейшем переносят в сферу общения со сверстниками и взрослыми.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что преимущества использования настольных игр на психологических занятиях с несовершеннолетними заключаются в следующем:

-       игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы подростков: внимание, восприятие, память, мышление, воображение;

-       атмосфера игры для подростков привычна и безопасна, позволяет раскрепоститься, дает возможность свободно выразить собственные чувства и намерения, проявить себя, учит осознавать границы личности – свои и других;

-       проведение занятий с использованием настольных игр создает условия для проявления межличностных отношений и позиций подростков по отношению друг к другу, способствует формированию дружеской атмосферы в группе, развивает навыки взаимодействия и коммуникации;

-       настольная игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели;

-       обсуждение игрового процесса выводит за пределы самой игры, является мостиком и одновременно основой для последующей работы психолога с подростками;

-       настольная игра как инновационная и творческая деятельность в психологической практике способствует развитию творческого потенциала подростков;

Таким образом, настольные игры являются одной из инновационных, уникальных форм деятельности психолога, они доказали свою эффективность в качестве диагностического и коррекционно-развивающего инструмента в работе с подростками. Их использование на психологических занятиях является важной составляющей психологического сопровождения несовершеннолетних.

 

Серебрякова О.А., педагог-психолог ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края

 

Список литературы:

  1. Громова Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19

1.2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С.368

  1. 3.     Илюшина М.И, Артёмова О.В. Инновационные игровые технологии в работе с замещающими семьями. – Калуга, РПА «Креатив», 2013.- С.12
  2. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — с. 46
  3. http://4brain.ru/psy/igry.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Министерство социальной защиты населения Забайкальского края
  • http://www.dosaaf75region.ru/
  • http://персональныеданные.дети/